Современная гуманитарная академия
карта сайта
vk.com/megavuz ok.ru/megavuz facebook.com/megavuz instagram.com/megavuz
Бесплатный звонок:
8 800 200 200 2
Личная студия
Поиск по сайту

Арктика-2013. Репортаж №4. Половина сложнейшего этапа пройдена!

17.05.2013

Арктика-2013. Репортаж №4. Половина сложнейшего этапа пройдена!

В начале апреля стартовала очередная уникальная экспедиция "Арктика-2013: Карелия - Северный полюс - Гренландия", организованная при поддержке СГА. Ее участниками стали известные российские путешественники: Федор Конюхов и  Виктор Симонов.  Ровно месяц прошел со дня старта. Возможно, для ритма такого крупного мегаполиса как Москва, это малый срок, но путешественникам кажется, что они идут по дрейфующему льду Арктики уже целую вечность. Здесь нет ни телевидения, ни Интернета, и только короткие сеансы связи по спутниковому телефону напоминают о жизни на большой земле. 
Арктика-2013. Репортаж №4. Половина сложнейшего этапа пройдена!
28.04.2013. Сегодня прошли 21 километр, встретили 4 трещины за день. Все трещины затянуты молодым льдом, без снега, фактически мы шли по гнущемуся льду, это нам удалось только из-за полупустых нарт. Если бы нарты весили, как в первые дни после старта, наверняка провалились бы. Этот день знаковый для нас - преодолели воображаемую линию - "половина пути". Маршрут экспедиции разделен на несколько этапов и первый этап, на наш взгляд, самый сложный - от Северного полюса до берегов Гренландии по дрейфующему льду Северного Ледовитого океана. На сегодняшний день половина этого этапа пройдена, но впереди начинается самая тяжелая часть. Согласно изображениям со спутника, перед нами огромная полоса открытой воды, которая тянется с севера-запада на юго-восток на сотню километров и как раз пересекает нам путь. Проблема еще и в том, что нам необходимо завтра-послезавтра найти относительно ровную и надежную льдину для организации взлетно-посадочной полосы для канадского самолета.
До Гренландии 350 километров. Завтра еще идем по полной программе, а вот 30 апреля начинаем подыскивать льдину, и будем стоять, ждать самолет, который должен доставить корм, питание и новую (самое главное - сухую) экипировку. 
30.04.2013. Как и следовало из прогноза ледовой обстановки, эти два дня мы боролись с открытой водой. Вчера попали в очень сложную ситуацию: много открытой воды, ширина разводьев достигала до 500 метров, нам приходилось идти вдоль трещины искать места смычек. Весь день метались то на запад, то на восток, иногда шли даже на северо-запад. Забрались в такой бурелом, что вообще просветов не видно. Решили отдышаться и подумать. Поставили палатку, разожгли примус. Картина сюрреалистичная, сидим с Виктором, пьем чай, мимо проплывают огромные куски льда, а мы их философски созерцаем. После чаепития свежим взглядом окинули окружающий нас ландшафт и продолжили борьбу с торосами, открытой водой и трещинами. Шли до упора, пока собаки не выдохлись. Спать легли с тревожными чувствами, понимая, что однозначно нужно было выбираться из этого болота, сюда самолет не сядет.
01.05.2013. В районе 21:00 Московского времени мы заметили в небе самолет, зажгли фальшфейеры, обозначавшие импровизированную взлетно-посадочную полосу, но канадцы даже не планировали садиться к нам, снизились до 50 метров, открыли боковой люк и побросали наши бочки. Когда закончили сброс, набрали высоту и ушли в сторону Канады. На все про все - 30 секунд. Никаких заходов на повторный круг, никаких помахиваний крылом и т.д. Мы даже слегка расстроились, ждали, что самолет сядет (или хотя бы попытается), планировали передать карты памяти (memory cards) с наших фотоаппаратов с летчиками для последующей отправки в Москву. Ничего этого не случилось. Зачем мы искали хорошую льдину? При таком подходе они могли побросать бочки в любой ситуации. Однако, это все наши эмоции, самое главное, что операция прошла успешно. Самолет вылетел оперативно, нашел нас с первого захода и провел сброс. Погода была идеальной. Мы собрали все бочки (11 бочек российских и 2 канадских с дополнительным оборудованием). Ничего не потеряли. Только одна бочка раскрылась при падении, но к счастью там были наши теплые вещи и новые спальники, так что нам не пришлось собирать сухой корм для собак по льдине. 
04.05.2013. С утра начали пробиваться через нагромождения льда и форсировать полосы открытой воды. Весь день работали на пределе, результат за день - прошли 1 минуту или около двух километров! Петляли весь день, очень много открытой воды. Для нас трещина шириной более 1 метра - это уже препятствие и таких трещин за день проходим десятки, мы их даже не считаем. На будущее, если кто-то пойдет таким маршрутом к Северному полюсу или от Северного полюса к побережью на собачьих упряжках - нарты нужно делать из пластика, чтобы использовать в качестве плав.средства, что-то типа большого каяка, который можно тащить по снегу и переплывать на нем открытую воду. Классические деревянные нарты в условиях открытой воды и дрейфующего льда являются сдерживающим фактором движения. Груженые деревянные нарты тонут, если проваливаются под лед. Мы это уже проходили.  
Время работает против нас, в Арктике наступает лето, открытой воды все больше и больше. Продуктов и корма нам сбросили ровно на три недели (больше взять не можем, собаки не потянут). Нам нужно достигать берега к 22-24 мая.  
05.05.2013. Сегодня особый день, мы с Виктором, как и миллионы православных христиан, отмечаем  Великий праздник Воскресения Христова. Пасху Господню мы празднуем на бескрайних просторах Арктики, и в этих высоких широтах, когда ты один на один с природой, молитва произносится с особым трепетом. В кругосветном плавании, на склоне Эвереста или на дрейфующем льду Арктики лучше всего приходит осознание своего места в этом мире. Господь создал нашу Землю очень красивой, и  мы рады, что он дал нам возможность видеть суровую красоту Арктики вот уже целый месяц.
Несмотря на сложную ледовую обстановку, мы не можем жаловаться, мы живы и здоровы, собаки все целы и невредимы, будем молиться, что бы Господь и далее сохранил нас.
Федор Конюхов по спутниковому телефону


Возврат к списку