И.А. Крутий

С.Г. Чернов

 

 

Оценка отдачи от образования, получаемого в СГА, для выпускников

и общества в целом

 

            В целях сохранения эффективности управления учебным заведением становится актуальной проблема поиска индикаторов, объективно отражающих взаимосвязь образования и социально-экономических аспектов жизнедеятельности социума, позволяющих оценивать «отдачу» обществу от системы образования. Знание характера этого процесса необходимо при корректировке образовательной политики вуза. Только в этом случае учебное заведение может получить отклик от своей целевой аудитории в виде увеличения притока абитуриентов (т.е. спроса на образовательные программы), подъема престижа вуза, упрочения своего конкурентного положения среди других вузов.

Одним из показателей «отдачи» от образовательных услуг, предоставляемых СГА, можно считать прирост человеческого капитала, который выразился в виде прироста уровня профессиональных знаний, умений и навыков выпускников университета.

Согласно общепринятому определению, человеческий капитал – есть совокупность навыков, умений, знаний, мотиваций и других качеств, позволяющих человеку успешно выполнять определенную профессиональную деятельность.

Считается, что человеческий капитал приобретается владельцем в процессе обучения и приносит его владельцу дополнительные доходы в течение его дальнейшей жизни, предоставляя ему возможность занимать более высокооплачиваемые должности.

Человеческий капитал оценивается методом сравнения денежных расходов на обучение с дополнительными доходами и выгодами, получаемыми в дальнейшем владельцем этого капитала. Таким образом, ценность человеческого капитала, с экономической точки зрения, понимается как рентабельность инвестиций в него.

Человеческий капитал, как и любой другой вид капитала, имеет своего собственника, а именно – каждый образованный человек владеет собственным человеческим капиталом. Какие-либо расчеты совокупного человеческого капитала предпринимаются при корпоративном инвестировании в подготовку специалистов. В этом случае в качестве инвестиций рассматриваются как расходы непосредственно на подготовку, так и более высокие зарплаты, выплачиваемые подготовленным работникам. В качестве выгод здесь рассматривается повышение производительности труда на фирме.

Какие-либо еще расчеты совокупного человеческого капитала могут быть не вполне корректны, ибо такое обобщение, как, например, «человеческий капитал России», отрывает объект исследования, во-первых, от  его собственников (Россия не владеет и не управляет человеческим капиталом своих граждан) и, во-вторых, от видов профессиональной деятельности, в значительной мере определяющих расходы на подготовку и последующие размеры оплаты специалистов.

Тем не менее, справедливо рассматривать человеческий капитал не только как некий нематериальный объект частной собственности, но и как общественную категорию, если определять это понятие как качество трудовых ресурсов общества, региона, государства и т.п.

Применительно к поставленной выше задаче, в качестве человеческого капитала можно рассматривать уровень профессиональной подготовки выпускников СГА как результат образовательной деятельности вуза. Таким образом, образовательную деятельность СГА можно оценить методом измерения совокупных выгод, полученных выпускниками СГА, а также другими субъектами российского общества.

 

 

Таблица 1

Количество подготовленных в СГА специалистов по различным направлениям

обучения с первого полугодия 1997 г., чел.

 

 

Юриспру­денция

Экономика и менедж­мент

Психоло­гия

Лингвис­тика

Информа­тика

Другие

19237

8531

891

569

537

1088

 

Долю СГА с системе профессионального высшего образования России можно выразить как отношение численности обучающихся в вузе к общей численности студентов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Доля СГА в системе профессионального высшего образования

 

 

Всего студентов,

по данным Госкомстата РФ, тыс. чел

Студентов негос. вузов

по данным Госкомстата РФ, тыс. чел

Студентов СГА,

тыс. чел

Доля студентов СГА в общей численности студентов,  %

Доля студентов СГА в численности студентов негос. вузов, %

1995/96

2790,7

135,5

8,76

0,31

6,46

1996/97

2964,9

162,5

20,425

0,69

12,57

1997/98

3248,3

201,8

45,808

1,41

22,70

1998/99

3597,9

250,7

64,389

1,79

25,68

1999/00

4073,0

344,9

80,547

1,98

23,35

2000/01

4741,4

470,6

111,85

2,36

23,77

2001/02

5426,9

629,5

125,85

2,32

19,99

 

Оценить совокупный человеческий капитал, сформированный в СГА, возможно,  измерив совокупные выгоды, получаемые выпускниками СГА, а также другими субъектами российского общества. Поскольку выпускники СГА принадлежат к разным возрастным и социальным группам, измерить их совокупный доход на протяжении всей трудовой карьеры затруднительно, однако в целях оценки достаточно найти годовые показатели доходов различных категорий специалистов.

 

 

Рис. 1. Доля студентов СГА в численности студентов РФ

 

 

Таблица 3

Месячные доходы различных категорий специалистов в 2002 г., руб.

(по данным кадровых агентств)

 

 

Юриспруденция

Экономика и управление

Психология

Лингвистика

Информатика

 

Средняя зарплата по данной специальности

Превышение над общей средней зарплатой

Средняя зарплата по данной специальности

Превышение над общей средней зарплатой

Средняя зарплата по данной специальности

Превышение над общей средней зарплатой

Средняя зарплата по данной специальности

Превышение над общей средней зарплатой

Средняя зарплата по данной специальности

Превышение над общей средней зарплатой

г. Москва

15000

7920

15800

8720

12000

4920

13500

6420

14500

7420

Регионы РФ (кроме

г. Москвы)

9100

5550

10000

6450

8800

5250

6500

2950

10000

6450

Примечание. Средняя годовая начисленная заработная плата в РФ в 2002 г., по данным Госкомстата, составила: 3550 руб. в регионах РФ, кроме г. Москвы, и 7080 руб. в г. Москве.

 

Соответственно, среднегодовой доход выпускника СГА в 2002 г. превышал среднестатистический годовой доход гражданина РФ на следующие суммы (табл. 4).

Таблица 4

Превышение среднегодового дохода выпускника СГА над среднестатистическим годовым доходом гражданина РФ, руб.

 

 

Юриспруденция

Экономика и управление

Психология

Лингвистика

Информатика

г. Москва

95040

104640

59040

77040

89040

Регионы РФ (кроме г. Москвы)

66600

77400

63000

35400

77400

 

Из табл. 1 и 4 можно найти, какой дополнительный доход получил в 2002 г. бюджет РФ и внебюджетные социальные фонды РФ от более высоких (по сравнению со среднестатистическими) зарплат выпускников СГА.

В 2002 г. среднегодовые доходы выпускников СГА превышали общие среднедушевые годовые доходы граждан Российской Федерации.

Данные, характеризующие это превышение, представлены в табл. 5.

 

Таблица 5

Превышение среднегодовых доходов выпускников СГА (по специальностям) над общими среднегодовыми доходами граждан РФ

 

 

Юриспруденция

Экономика и управление

Психология

Лингвистика

Информатика

ИТОГО

г. Москва

914,142

446,342

26,302

21,918

23,907

1432,611

Регионы РФ (кроме г. Москвы)

640,592

330,15

28,067

10,071

20,782

1029,662

 

 

 

 

 

 

2462,273

 

Соответственно, с этих доходов государственный бюджет РФ получил в виде налогов дополнительно около 320 млн. рублей.

Внебюджетные социальные фонды РФ получают с этих доходов дополнительно около 690 млн. рублей.

На ценность человеческого капитала влияют также и расходы на его формирование. Расходы на подготовку одного студента в СГА включают плату за обучение и упущенные выгоды.

Плата за обучение. Годовая стоимость обучения одного студента в СГА в г. Москве: 22800 руб. Соответственно, четыре года обучения в московском филиале СГА стоят 91200 руб.

Средняя годовая стоимость обучения одного студента в СГА по регионам РФ (кроме г. Москвы) – 15950 руб. Соответственно, четыре года обучения в остальных филиалах СГА в среднем стоят 63800 руб.

Упущенные выгоды. Исходя из средней годовой начисленной заработной платы в РФ в 2002 г. (3550 руб., кроме г. Москвы, и 7080 руб. в г. Москве), неработающий студент теряет за 4 года обучения 170400 руб. в среднем в регионах РФ и 339840 в г. Москве в виде неполученной заработной платы за этот период.

Таким образом, обучение в СГА, с учетом упущенных выгод (неполученной зарплаты) и без учета ставки дисконтирования, стоит:

-  в Москве 431040 руб.

-  в других регионах РФ 234200 руб.

Если сравнить эти цифры с данными о превышении доходов дипломированных специалистов над общими средними доходами (табл. 3), то можно отметить, что образование в СГА полностью окупается примерно за 4–5 лет.

Если же не учитывать в качестве расходов упущенные выгоды, то образование в СГА окупается примерно за 1 год. Такой расчет более верен, т.к. не менее 75% студентов СГА используют возможность совмещать учебу с трудовой деятельностью.

При этом бесплатное образование оказывается более дорогим для российского общества. Расходы общества на это образование состоит из:

а) бюджетных расходов;

б) расходов студентов и их семей на дополнительное и факультативное образование, а также взносы в «фонды» вузов;

в) расходов, порождаемых коррупцией.

Так, если в 2002 г. бюджетные расходы на профессиональное высшее образование составили 53,615 млрд. руб., а количество студентов в этом году составило 4797,4 тыс. чел., то бюджетные расходы на одного студента, соответственно, составили 11176 руб.

Если к этой сумме прибавить расходы, которые несет студент и его семья на дополнительную подготовку, а также расходы, порождаемые коррупцией, то общие годовые затраты на обучение в бюджетной системе будут составлять не менее 30000–35000 руб., что превышает стоимость обучения в московском филиале СГА на 2535%.

По результатам данного исследования можно сделать следующие выводы: расчеты показателей, характеризующих приросты индивидуального и общественного человеческого капитала, способны значительно повысить «качество» управленческих решений, принимаемых по вопросам развития учреждения профессионального образования. С одной стороны, данная информация разносторонне характеризует уровень подготовки специалистов в данном учебном заведении, что немаловажно для деятельности вуза в условиях конкуренции на рынке образования. Однако не менее важна способность показателей человеческого капитала служить методической базой для оценки вклада, которое делает учреждение профессионального образования в развитие экономики и социума.