Н.Ф. Шляхта

И.В. Тихомирова

 

Темп усвоения знаний и особенности личности студентов

 

Обучение в СГУ с использованием в учебном процессе электронных средств обучения, специально разработанного учебно-методического комплекса при дистанционном режиме, ставит перед студентом ряд задач. Он должен оценить значимость и трудность заданий, затраты времени и сил, прогнозировать возможные последствия и результаты своей учебной деятельности. Можно предположить, что  особенности системы обучения в СГУ создают условия для  саморазвития, самостоятельного принятия решения, развития ответственности, выработки собственного индивидуального стиля учебной деятельности и общения. Все это отвечает основной цели обучения в вузе – научить учиться, что не менее важно, чем усвоение студентами конкретного набора знаний. Успешность учебной деятельности студента зависит не только от степени владения им приемами интеллектуальной деятельности, особенностями познавательной сферы; она обусловлена также личностными параметрами студента – устойчивой системой отношений студента к окружающему миру и к самому себе [1].

Задача данной работы – установление взаимосвязей темпа усвоения знаний с индивидуально-личностными особенностями студентов – имеет практическое значение для дальнейшей разработки образовательной технологии, используемой в СГУ.

Решение поставленной задачи – включение показателей темпа усвоения знаний  в широкий контекст индивидуальных особенностей человека – имеет и научно-теоретическое значение. В психологических исследованиях подчеркивается, что, обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. В связи с этим выделяются как минимум две взаимосвязанные задачи: во-первых, проанализировать  множество свойств личности, имеющих отношение к темпу усвоения знаний, и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой взаимосвязи.

Реализация этого подхода позволила бы описать возможные сочетания индивидуальных психических черт. В свою очередь, знание конкретных поведенческих реакций человека в тех или иных социально-житейских ситуациях или в ситуации обучения необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между людьми.

В психологии существуют различные представления о структурных компонентах личности: широко известная концепция Г. Айзенка оперирует 3 основными свойствами, Р. Кэттел выделил и описал 16 личностных факторов.

В настоящее время в психологических исследованиях среди личностных факторов все чаще упоминаются так называемые факторы Большой Пятерки [2]. Отмечается, что устойчивость многих личностных черт обусловлена взаимосвязью с динамическими характеристиками, в первую очередь, с особенностями темперамента.

В психологических исследованиях имеются различные подходы в понимании роли и значения психодинамических характеристик и успешности деятельности [3]. Так, по данным Я. Стреляу, высокореактивные и низкореактивные учащиеся не отличаются друг от друга по успешности учения: время заучивания и число правильных ответов у них примерно одинаковое. Различия обнаруживаются в функциональной структуре деятельности: высокореактивные учащиеся намного чаще, чем низкореактивные применяют вспомогательные действия, их деятельность более разнообразна. Поэтому, если ограничить возможности учащихся организовать свою деятельность в соответствии со своими индивидуальными особенностями, то различия между высокореактивными и низкореактивными обязательно проявятся в результатах деятельности [4]. Иначе говоря, особенности темперамента являются основой для формирования индивидуального стиля деятельности, благодаря которому люди с разными темпераментами могут достигать одинаково успешных результатов [5]. При отсутствии или слабой выраженности индивидуального стиля отрицательное влияние отдельных свойств темперамента оказывается сильнее, и потому зависимость успеваемости от свойств темперамента выражены сильнее. Нивелировать влияние темперамента могут и специальные приемы организации учебной деятельности.

В настоящее время среди прикладных психологических исследований встречается много работ, основанных на диагностике типа личности [6]. Эти исследования базируются на представлениях К. Юнга, А. Адлера и др. выдающихся классиков персонологического направления в психологии. Согласно их взглядам, существует четыре основных пары предпочтений-противоположностей, по-разному проявляющихся в характере, привычках, поведении человека и составляющих как бы «каркас» его личности. Эти черты проявляются в следующем:

1)      откуда человек черпает энергию (внутри себя – из внешнего мира;

2)      как человек собирает информацию о мире (основываясь на информации от органов чувств – опираясь на интуицию);

3)      как человек принимает решения (основываясь на доводах рационального мышления – основываясь на чувствах);

4)      образ жизни человека (продуманный, статичный – адаптивный, релятивистский).

Основываясь на положениях о том, что темп усвоения знаний является  устойчивой характеристикой индивидуальности, отражающей  скоростную и результативную стороны процесса  формирования индивидуальной базы понятий,   в настоящем исследовании была поставлена цель – выявить наиболее яркие, дифференцирующие  черты темперамента и личности, взаимосвязанные с разным темпом усвоения новых знаний.

 

Методики исследования

Для диагностики темпа усвоения знаний использовался компьютерный вариант методики ТУЗ-В стандартный вариант, с тремя попытками заучивания-воспроизведения.

Для диагностики свойств личности были использованы 16-факторный личностный опросник Кеттелла [7], тест темперамента (модель А.И. Крупнова), методика определения типа личности Кэйерси [8] и методика «Самооценка».

 В работе использовался опросник  А.И. Крупнова, основанный на функционально-компонентной модели темперамента В.Д. Небылицына [9]. Согласно этой концепции в темпераменте выделяется три базовых компонента: активность, эмоциональность и их саморегуляция. Следует заметить, что в ранее проведенных исследованиях (1997–1998 гг.) показатели запоминания уже сопоставлялись с параметрами темперамента. Были выявлены  корреляционные связи темпа усвоения знаний с некоторыми параметрами  активности как компонента темперамента. Но в этих исследованиях применялась еще не стандартизованная методика  ТУЗ-В и использовался опросник темперамента. Достоинство взятого в настоящем исследовании опросника темперамента А.И. Крупнова, состоит в том, что он фиксирует проявления темперамента в трех различных сферах: психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной. С его помощью можно составить «портрет темперамента» испытуемого, который может служить основой качественного анализа и коррекционных консультаций.

В структуру темперамента включены три основных компонента:

Активно-эргический компонент проявляется в таких свойствах темперамента, как эргичность–аэргичность, пластичность–ригидность.

Эмоционально-аффективный компонент выражается в доминирующих эмоциях (стеничность–астеничность), а также в эмоциональной чувствительности–реактивности.

Регуляторно-селективный компонент темперамента осуществляет внутреннюю или внешнюю направленность психической активности (интроверсия–экстраверсия), а также степень произвольности–непроизвольности в регуляции поведения (рефлексивность–импульсивность).

Каждый компонент  представлен двумя полюсами, а именно:

Эргичность–аэргичность. Выраженная потребность в напряженном интеллектуальном и физическом труде,  жажда деятельности, контактов с окружающими людьми свидетельствуют об эргичности. Низкая потребность в перечисленных видах активности – говорит об аэргичности.

Пластичность–ригидность. Легкая переключаемость с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию форм деятельности, способов мышления, широкий круг общения свидетельствуют о пластичности. Склонность к монотонной работе, вязкость мышления, стремление к поддерживанию однообразных контактов в общении характеризуются как ригидность.

Стеничность–астеничность. Положительный эмоциональный фон, оптимизм в отношении предстоящей деятельности, удовлетворение от процесса решения интеллектуальных задач, наслаждение процессом общения с другими людьми говорят о стеничности. Отрицательный эмоциональный фон, неуверенность, повышенная тревожность по поводу любой деятельности  свидетельствуют об астеничности.

Экстраверсия–интроверсия. Экстраверт верит в удачу, считает себя человеком «живым, веселым, везучим». Интроверт часто мечтает, фантазирует, нуждается в людях, которые его могут одобрить и утешить.

Импульсивность–рефлексивность. Импульсивный предпочитает действовать, а не обдумывать поступки, быстр в решениях, категоричен в оценках. Рефлексивный склонен все делать не спеша, последовательно и тщательно анализируя  поступки, решения, отношения.

Эмоциональная чувствительность–реактивность. Эмоциональная чувствительность говорит о «тонкости чувств», «ранимости», непереносимости сильных и резких раздражителей. Реактивность свидетельствует о легкости «заражения» настроением окружающих.

По опроснику темперамента каждый из 12 компонентов представлен двумя полюсами, т.е. «профиль темперамента» выглядит как двойная ломаная кривая. Говорить о выраженности той или иной черты можно при значениях свыше 30 баллов.

Методика Кейерси, использованная в исследовании, предназначена для определения типа личности.

1. Первая пара противоположных факторов – экстраверсия–интроверсия – определяет два различных способа взаимодействия с окружающим миром.

Экстраверты – это люди, более ориентированные на внешний мир. Обычно они более общительны и заряжаются энергией в обществе других людей. Им нравится быть в центре внимания и событий. Энергия интровертов направлена на свой внутренний мир, они набираются сил в одиночестве, и после интенсивного общения им нужно уединиться и переработать информацию самостоятельно.

2. Сенсорика–интуиция – два различных способа восприятия информации.

Люди сенсорного типа больше ориентированы на конкретное и осязаемое, на четкость и детали. Они интересуются настоящим моментом и больше доверяют фактам, чем идеям. Интуитивы больше доверяют не фактам как таковым, а их взаимодействию, связям и значению. Они больше интересуются будущим и переменами, чем настоящим.

3. Мышление–чувство. Эта пара противоположностей определяет, чем человек предпочитает пользоваться при принятии решений.

Люди мыслительного типа опираются на логику, объективный подход, имеющий свои законы и правила. Обычно они принимают решения после анализа фактов и обстоятельств. Людям чувствующего типа более присущ субъективизм и ориентация на этические категории и гуманность. Для них большее значение имеют отношения между людьми. При принятии решений они опираются на эмоции и чувства, живут по велению сердца, а не ума.

4. Рассудительность–импульсивность определяет то, как люди предпочитают организовывать свою жизнь.

Для людей рассудительного типа характерна установка на плановое, предсказуемое, упорядоченное построение жизни. Они стремятся регулировать свою жизнь. Им свойственно принятие решений и жесткое следование к намеченной цели. Люди импульсивного типа чувствуют себя более комфортно, когда имеют в наличии больше возможностей. Они предпочитают более свободный и менее размеренный образ жизни.

В исследовании использовался также графический вариант методики «Самооценка». Инструкция требовала от испытуемых оценить такие параметры своей работы в процессе заучивания понятий, как: насколько хорошо они работали; насколько им было трудно заучивать слова; насколько им было интересно; насколько они устали.

Для реализации поставленных в работе задач были выделены группы студентов, различающихся по темпу усвоения знаний (ТУЗ-В) и проведено сравнение среднегрупповых  тенденций по критерию Манна-Уитни.


 

Результаты исследования и обсуждение

 

По результатам выполнения методики ТУЗ-В были выделены три группы испытуемых: с высоким, низким и средним темпом усвоения знаний. Основанием для выделения групп служили показатели темпа усвоения знаний. Описательная статистика по группам представлена в табл. 1.

 

Таблица 1

Переменная

Количество человек

Среднее

Минимум

Максимум

Стандартное отклонение

Высокий темп (выше 40) – группа 1

 

11

 

65,3

 

46,8

 

107,3

 

20,8

Средний темп (от 20 до 40) – группа 2

 

13

 

28,1

 

20,2

 

38,1

 

5,2

Низкий темп (от 0 до 20)  – группа 3

 

20

 

9,5

 

0

 

19,8

 

7,0

Описательная статистика для показателя темпа усвоения знаний по группам

 

 Как видно из данных табл. 1, испытуемые  группы  3 продемонстрировали самые низкие значения ТУЗ-В (среднее значение равно 9,5 понятий/ак. час). Как уже отмечалось ранее, особое внимание к этой категории студентов продиктовано тем, что она является достаточно представительной частью общей выборки – примерно 50% от общего числа испытуемых. 

В группу 1 вошли 11 студентов с достаточно высокими значениями ТУЗ-В (среднее значение 65,3 понятий/ак. час). Они составили примерно 26% от общего числа испытуемых.

Далее анализировались различия между группами по темпераментальным и личностным характеристикам. Группа студентов с высокими значениями ТУЗ-В характеризуется следующими высокими значениями компонентов темперамента: эмоциональная чувствительность, стеничность в коммуникативной сфере, пластичность в психомоторной сфере, экстраверсия, рефлексивность. Это означает, что студенты с высокими значениями темпа усвоения знаний легко обучаются, легко переключаются с одного дела на другое, любят разнообразить свою деятельность, могут выполнять разнообразную физическую работу, испытывают радость и наслаждение от процесса общения с другими людьми; веселые, жизнерадостные, считают себя «баловнями судьбы»; с трудом переносят сильные и резкие раздражители, натуры тонкие, чувствительные, принимающие все «близко к сердцу»; устойчивы в своих интересах и намерениях, рациональны и сдержанны в своих поступках и действиях; предпочитают все делать не спеша, анализируя каждый свой шаг.

Студенты, составившие группу 2 (средние значения ТУЗ-В), имеют следующие выраженные компоненты темперамента: стеничность в коммуникативной сфере, пластичность в психомоторной сфере, эргичность в коммуникативной и интеллектуальной сферах. Это означает, что у них наблюдаются такие проявления темперамента в поведении: они ощущают потребность в новой информации, стремятся узнавать как можно больше нового, всегда работают с полным напряжением умственных сил; часто испытывают потребность поделиться своими впечатлениями с другими людьми, свободно и непринужденно чувствуют себя с незнакомыми людьми; без труда переключаются с одного дела на другое, легко обучаются разным делам, любят разнообразить свою деятельность; могут выполнять разнообразную физическую работу, испытывают радость и наслаждение от процесса общения с другими людьми.

Студентов 3-й группы (низкие значения ТУЗ-В) отличают следующие выраженные компоненты темперамента: психомоторная пластичность, стеничность в интеллектуальной и коммуникативной сферах. Это означает, что студентов с низким темпом усвоения знаний в поведенческом плане характеризует легкость переключения с одного дела на другое, легкое обучение, стремление к разнообразию в физической работе, чувство удовлетворения от самого процесса решения задач, прилив сил от удачно решенных задач, чувство наслаждения от процесса общения с другими людьми.

Оценивая значимость межгрупповых различий по U-критерию Манна-Уитни, можно заключить следующее: студенты с высоким темпом усвоения  знаний отличаются от остальных студентов своими   показателями  коммуникативной стеничности: они испытывают радость и наслаждение от процесса общения с другими людьми, в то же время их отличает   меньшая потребность и выносливость к физической нагрузке.

Студенты с низкими значениями темпа усвоения знаний более интеллектуально пластичны,  менее импульсивны: легко переключаются с решения одной задачи на другую, могут одновременно выполнять несколько умственных действий, неустойчивы в своих интересах и намерениях, несдержанны в поступках, предпочитают действовать особо долго не раздумывая, не анализируя.

Диагностика личностных черт с помощью опросника Кеттела дает возможность представить «личностные портреты» студентов с высокими, средними и низкими значениями ТУЗ-В. Сравнение межгрупповых различий выраженности личностных черт [7] проводилось с помощью критерия Манна-Уитни. На графике приведены «личностные профили» трех студенческих групп.

Согласно полученным данным, «личностные профили» студентов с высокими и средними значениями ТУЗ-В  имеют много общих черт, которые на статистически значимом уровне отличают их от группы студентов с низкими значениями ТУЗ-В. Это касается таких личностных особенностей, как интеллектуальность (фактор В+), образность восприятия (фактор  I+), богатство воображения (фактор M+), склонность к самоупрекам, недооценке своих способностей (фактор О+), тревожность и подозрительность как средство личностной защиты от чувства беспокойства, напряженности и неудовлетворенности (факторы L+, Q4+, F1).

Студентов с низкими значениями ТУЗ-В отличают следующие личностные черты: неспособность контролировать свои эмоции и импульсивные реакции, сниженная ответственность, капризность поведения (фактор С-);  беспокойство о своем будущем, ожидание неудач и несчастий (фактор F-); непостоянство, неумение доводить начатое до конца, лень, недобросовестность (G-); тревожность, практичность, недостаток воображения и находчивости (М-); неумение ясно мыслить, наивность социальной проницательности, неумение обуздывать свои эмоции  (фактор N-); несамостоятельность, зависимость от группы, потребность в постоянной поддержке окружающих (фактор Q2-); слабая воля и низкий самоконтроль, неумение организовать свое дело и свое время (фактор  Q3-).

Следующим  параметром, по которому проводилось сравнение групп студентов с разным темпом усвоения, была самооценка процесса заучивания. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Средние значения  показателей самооценки  для разных групп студентов

 

 

Группа 1

(высокий темп)

Группа 2

(средний темп)

Группа 3

(низкий темп)

Насколько  хорошо вы работали

28,3

 

17,9

19,3

Насколько вам было легко заучивать новые понятия

23,1

17,9

14,6

Насколько вам было интересно

36,1

24,6

24,7

Насколько вы устали

34,4

36,0

36,0

 

Как видно из таблицы, все значения самооценки у студентов, вошедших в группу с высокими значениями ТУЗ-В, выше, чем в двух других группах, за исключением показателя самооценки по шкале «усталость». Статистически значимые различия по критерию Манна-Уитни зафиксированы для показателей «хорошо работал», «интересно», «трудно» по разным группам. Следует подчеркнуть, что студенты с высокими значениями ТУЗ-В наиболее высоко оценили качество своей работы (шкала «насколько хорошо вы работали»), отмечая в то же время, что заучивание новых понятий  не потребовало от них дополнительных усилий, а сам процесс представляется им довольно интересным. Испытуемые с низкими значениями ТУЗ-В (группа 3), напротив, наиболее низко оценили свою работу (шкала «насколько хорошо вы работали»), она потребовала от них больших усилий (шкала «насколько легко вам было заучивать новые понятия»), а саму методику заучивания они посчитали неинтересной (шкала «насколько вам было интересно»).

Анализ данных, полученных по методике Кейерси, также с использованием критерия Манна-Уитни, показал, что существуют значимые различия между испытуемыми с высоким и низким темпом усвоения знаний по шкале рассудительность–импульсивность (U= 38,5 при р<0,005). Это говорит о том, что испытуемые с низким темпом усвоения знаний в большинстве относятся к «решающему» типу, у которых выражена потребность в жесткой регламентации деятельности, ориентация на четкую стратегию, установление конкретных сроков. А в группу с высокими значениями темпа усвоения знаний чаще входят люди «импульсивного» типа. Для них более свойственно в каждом деле искать множество различных вариантов решений, которые более мобильны и изменчивы.

Кроме того, обнаружены  значимые различия между испытуемыми с высоким и низким темпом усвоения знаний по шкале  «сенсорика – интуиция» (U= 63,5 при р<0,07). Это характеризует студентов с высокими значениями ТУЗ-В как людей, предпочитающих опираться на абстрактные теории и принципы, опуская конкретные детали в отличие от студентов с низкими значениями ТУЗ-В, которых можно отнести к сенсорному типу со свойственным этому типу  реалистичностью, практичностью, стремлением опираться на здравый смысл и конкретные факты [6].

 

Выводы

 

Проведенное исследование позволило ответить на вопрос о том, как взаимосвязан темп усвоения знаний и темпераментальные и личностные особенности студентов. Установлено, что в зависимости от значений показателя темпа усвоения знаний образуются разные симптомокомплексы индивидуальных особенностей.

Так, в частности, студентов с высокими значениями темпа усвоения знаний характеризуют следующие особенности темперамента: высокая эмоциональная чувствительность, стеничность в коммуникативной сфере, пластичность в психомоторной сфере, экстраверсия, рефлексивность; выраженность таких личностных факторов, как высокий интеллект (фактор В+), образность восприятия (фактор I+), богатое воображение (фактор М+), склонность к недооценке своих достижений и возможностей (фактор О+); тревожность и подозрительность (фактор L+); стремление к многовариантности  при планировании поведения, мобильности, изменчивости планов (тип  N  в классификации Кейерси). Эти проявления сочетаются с оценкой процесса заучивания как легкого, не требующего особых усилий и интересного.

Студентов с низкими значениями темпа усвоения знаний отличают такие темпераментальные особенности: психомоторная пластичность, стеничность в коммуникативной и интеллектуальной сферах, стремление к общению, наслаждение общением, прилив сил от удачно решенной задачи;  выраженность таких личностных черт, как сниженный эмоциональный контроль (фактор С-), лень, недобросовестность (фактор G-), недостаток воображения и находчивости (фактор М-), низкая социальная проницательность  в объяснении мотивировок поведения (N-), несамостоятельность, зависимость от мнения, поддержки окружающих (Q2), слабая воля, неумение организовать свою работу и время (фактор Q3); в то же время у них представлено стремление  опираться на жестко заданную извне регламентацию  деятельности (тип S в классификации Кейерси). Этим студентам свойственно низко оценивать свои результаты и  относиться к процессу запоминания как  к трудному и неинтересному.

Полученные комплексы темпераментальных и личностных особенностей могут иметь практическое значение при организации учебного процесса. Студенты с высокими значениями ТУЗ-В в силу своей особой чувствительности, ранимости, богатого воображения, сниженной самооценки – ощущают потребность в подробной (регулярной) информации о своих успехах, дополнительном поощрении, поддержке.

Студенты с низкими значениями ТУЗ-В, эмоционально неуравновешенные, слабовольные, испытывают потребность в том, чтобы их время и учебную деятельность (и самостоятельную в том числе) за них организовывали.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.        Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 2001.

2.        Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000.

3.        Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента.  М., 1992.

4.        Стреляу  Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

5.        Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М., 1996.

6.        Букалов А.В. Соционика – новый подход к пониманию человека и общества // Соционика, ментология и психология личности. 1996. № 1.

7.        Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную  психологию личности. М., 1985.

8.        Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. СПб.,  1994.

9.        Небылицын В.Д.  Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.