Н.Н. Каданкова

И.А. Крутий

 

Вклад высшего образования в развитие человеческого капитала

 

Современное видение поступательного общественного развития исходит из признания, что человек является и начальным и конечным пунктами социально-экономического развития. Новые теории роста (Lucas, Romer) утверждают, что решающее место в экономическом росте страны, повышении производительности труда отводится тем факторам, которые связаны с поведением людей, с человеческим капиталом. Человеческий капитал включает в себя совокупность знаний, умений, навыков и квалификаций, которыми обладает человек, и выполняет двойственную функцию средства производства и предмета длительного пользования.

Страны с развитой рыночной экономикой уже давно главной формой завершенных капиталовложений общества рассматривают преимущественное развитие человека, особенно это касается стран, не обладающих запасами сырьевых ресурсов и стран с разрушенной в годы Второй мировой войны материальной базой, таких, как Тайвань, Корея, Япония, Германия. Например, в США стоимость всех материальных и трудовых затрат на обучение работника составляет не менее 400 тыс. долл., а на подготовку научно-технического работника (на всех этапах его жизни) затрачивается суммарно до 800 тыс. долл.[1], в то время как стоимость машин, техники и оборудования, приходящаяся на одного занятого в производстве, составляет 15–16 тысяч долл. Стратегия, рассчитанная на человеческий фактор, обеспечила и продолжает обеспечивать этим странам высокую динамику экономического развития и высокую степень социализации.

В России универсальным признаком развития по-прежнему является рост тяжелой индустрии, вытесняющей из производства живой труд. Современные политические и экономические реформы, проводимые в России, в подавляющем большинстве своем ориентированы на производственный, нефтяной сектор. Руководство российских предприятий и компаний приоритетное значение придает финансовым ресурсам и материальным капиталам, и лишь затем идет человек. Оценка человеческих ресурсов как главного фактора развития и обеспечения конкурентоспособности компаний до сих пор не входит в управленческий инструментарий многих руководителей.

В то же время в современных условиях конкурентные преимущества в развитии российской экономики и ее модернизации напрямую связаны с накоплением и реализацией человеческого капитала. Важность такой ориентации для России очевидна. Человеческий потенциал России, ее высокообразованная рабочая сила – это более ценный ресурс, нежели устаревший и сильно изношенный основной капитал. Поэтому актуальность развития и внедрения понятия «человеческий капитал» в социально-экономическую сферу жизнедеятельности российского общества не вызывает сомнения.

Выделение фактора человеческого капитала позволяет выявить принципиально важный источник экономического роста – образование людей. Следовательно, на смену взглядов на образование как не потребляющее и непроизводительное приходит концепция, в которой подчеркивается, что современное образование приобретает особую экономическую роль в жизни общества.

Понятие человеческого капитала опирается на два определения образования – как ресурса (собственно человеческий капитал) и как системы (в которой происходит его накопление), что позволяет перекинуть мост между экономическим и социологическим подходом к образованию [2]. Экономический подход рассматривает образование как источник экономического роста, дает его оценку с позиций экономической эффективности через повышение качества рабочей силы и производительности труда. Социологический подход к данной проблеме шире. Он учитывает фактор «социальной укорененности» экономических действий индивида. В рамках данного подхода образование выступает как источник развития и самоактуализации человека, что позволяет включить в понятие «человеческий капитал» возможные виды мотивов, таких, как стремление повысить социальный статус, вхождение в состав определенных социальных групп, социальную мобильность, и т.д.

Накопление человеческого капитала происходит как в процессе школьного обучения, закладывающего базовые знания и навыки, так и во время обучения послешкольного, нацеленного на получение определенной профессии, а также в рамках профессиональной деятельности. Причем полученные на предыдущих этапах обучения умения и знания повышают эффективность дальнейших инвестиций в человеческий капитал и, как следствие, обеспечивают возможность успешной деятельности в различных областях.

Высшее учебное заведение дает определенные профессиональные знания и навыки, возможность их практического применения и получения первоначального представления о профессиональном рынке труда в виде производственной практики. Также вуз обеспечивает образовательные кредиты, котирующиеся на рынке труда и подтвержденные репутацией и именем вуза: дипломы бакалавра, специалиста, магистра и свидетельства о получении научных степеней. Но наиболее важной его функцией является развитие общего культурного капитала, закладывающего универсальную основу для дальнейшей профессиональной деятельности и последующего развития. В макро-масштабе высокообразованная рабочая сила представляет собой человеческий потенциал страны.

Таким образом, состояние современной системы образования, в конечном счете, предопределяет развитие страны на ближайшие годы. Поэтому большое значение приобретает анализ того, каким образом вуз стимулирует, или, наоборот, препятствует воспроизводству человеческого капитала.

В западной литературе теория человеческого капитала наиболее полно представлена в работах Т. Шульца, Г. Беккера, Й. Бен-Порэта, М. Блауга, Э. Лэзера, Р. Лэйарда, Дж. Минцера, Дж. Псахаропулоса, Ш. Розена, Ф. Уэлча, Б. Чизуика и др.

В российской экономической и социологической литературе проблема «человеческого капитала» и важнейшего фактора, способствующего его накоплению – образования, до сих пор не находит должного признания. Предмет изучения данного вопроса в российских эмпирических исследованиях ограничен, по существу, двумя осями – социально-профессиональным статусом и уровнем материального положения [4, 5]. За рамками большинства исследований остаются активизация личности, ее предприимчивости, изменение уровня и качества жизни человека, увеличение общего капитала российских предприятий, повышение их имиджа. Данные аспекты представляют наибольший интерес для современных исследователей, так как именно они дают возможность управлять человеческим капиталом, стимулировать его рост и развитие. Данный взгляд на проблему позволяет сформулировать цели и задачи исследования, проведенного ОНИР СГА.

Цель исследования: доказать, что высшее образование в России оказывает непосредственное влияние на повышение экономической и общественной эффективности. Это инвестиционная отрасль, источник роста человеческого капитала, который невозможно приобрести в других сферах деятельности.

Исходя из поставленной цели нами были сформулированы задачи:

1. Определить вклад высшего образования в развитие человеческого капитала, выявить факторы, обеспечивающие его рост.

2. Установить характер взаимосвязи между знаниями и навыками, приобретенными человеком в процессе обучения и его эффективности в дальнейшей трудовой деятельности и изменениях в качестве жизни.

Экспериментальная выборка составила 435 человек. Из них 200 человек с высшим образованием (выпускники юридического, экономического, психологического и факультета менеджмента СГА, 1997–2003 годов), 200 человек без высшего образования (выпускники средних специальных профессионально-технических училищ, лица с неполным средним, специальным неполным средним образованием) в возрасте от 20 до 50 лет.

В качестве экспертов в исследовании принимали  участие 35 руководителей предприятий разного типа, непосредственные работодатели респондентов. Исследование проходило в Центральном, Северо-западном, Южном, Приволжском, Сибирском федеральных округах.

Основными методами исследования были экспертное интервью руководителей и анкетный опрос лиц с высшим и без высшего образования (ВО).

Определение человеческого капитала, как совокупности воплощенных в человеке способностей, знаний, умений, квалификаций, мотивов, действий, позволяет вычленить основные критерии анализа вклада высшего образования в развитие человеческого капитала. В рамках нашего исследования такими показателями являлись уровень знаний, умений и навыков, полученных специалистами в процессе обучения, личностная направленность, потребность в самоактуализации, мобильность специалистов с ВО и без ВО, качество жизни.

В ходе исследования выдвигались следующие гипотезы:

1.    Вклад высшего образования в индивидуальный экономический рост связан прежде всего с улучшением качества труда работников с высоким образовательно-квалификационным уровнем.

2.    Высшее образование способствует активизации личности, ее предприимчивости. Выпускники вузов как высокообразованная рабочая сила вернее своих сверстников ориентируются на рынке труда, выбирают оптимальный уровень занятости.

3.    Человеческий капитал, приобретенный в ходе обучения в высшем учебном заведении, приносит его владельцу не только экономическую выгоду, но и изменяет качество и уровень жизни человека.

Богатство человеческого капитала определяется уровнем способностей, знаний, умений и навыков выпускников вузов, а также степенью их применимости в последующей профессиональной деятельности.

Гипотеза 1. Вклад высшего образования в индивидуальный экономический рост связан прежде всего с улучшением качества труда работников с высоким образовательно-квалификационным уровнем.

Современная система образования при подготовке специалистов различных уровней в соответствии с ГОСами высшего и среднего специального образования имеет четко дифференцированную концепцию отбора содержания и методов работы. Так, высшее образование в первую очередь ориентируется на развитие общекультурного уровня, закладывает фундаментальный теоретический базис, учебные умения и личностные компетенции, на основе которых формируются практические навыки. Среднее специальное образование также задает общий образовательный уровень, но ориентируется, главным образом, на формирование определенных умений и навыков.

На сегодняшний день рынок труда предъявляет достаточно высокие требования к уровню подготовки кадров. Растет спрос на специалистов, обладающих широким спектром как профессиональных, так и личностных компетенций.

Руководители предприятий в ходе экспертного интервью выделили ряд наиболее важных, на их взгляд, компетенций, которые должны быть сформированы у молодого специалиста. Это коммуникативность, профессионализм, умение планировать свою деятельность, аналитические способности, компьютерная грамотность. Большинство из представленных компетенций относится к сфере общекультурного уровня, который задает высшее образование.

Следовательно, несмотря на достаточно широкий спектр отраслей и высокую дифференциацию видов трудовой деятельности, требующих различных умений и навыков, потребность предприятий в специалистах с ВО будет продолжать расти. В наиболее высокотехнологичных, престижных и высокооплачиваемых профессиональных сферах предпочтение будет отдаваться выпускникам вузов.

Проведенный анализ востребованности специалистов в разных сферах подтвердил данное положение (табл. 1). Респонденты отвечали на вопрос: «В какой отрасли экономики Вы работаете?».

 

Таблица 1

Распределение респондентов с высшим и без высшего образования

по профессиональным сферам

 

Отрасли экономики

Процент от ответивших с ВО

 

Процент от ответивших без ВО

промышленность

6,9

18

строительство

4,5

5

транспорт

4,9

7

связь

3,7

1

оптовая и розничная торговля

6,9

24

образование

12,7

10

здравоохранение

5

8

жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание

4,9

12

финансы, кредит, страхование

9,5

4

федеральные и местные органы управления

10,8

3

армия, органы внутренних дел (включая милицию), органы безопасности

21,7

1

общественные организации (партии, профсоюзы, фонды и т.д.)

7,0

 

другое

1,5

7

 

Представленные данные показывают, что наиболее высокий процент специалистов без ВО работают в оптовой и розничной торговле (24%), промышленности (18%), жилищно-коммунальном хозяйстве (12%), т.е. большинство сфер их деятельности требует  специальных умений. В то время как лица с высшим образованием чаще задействованы в сферах, требующих более широких компетенций: в органах внутренних дел, армии, органах безопасности (21,7%), в федеральных и местных органах самоуправления (10,8%), сфере образования (12,7). Важным, на наш взгляд, является то, что примерно 1/5 выпускников трудоустроились в органы внутренних дел, безопасности, армию. Это свидетельствует как о высоком уровне подготовки специалистов, так и о том, что в данной жизненно важной как для страны в целом, так и для каждого его гражданина в частности сфере стремительно происходит ориентация на наращивание и развитие человеческого потенциала, как резерва саморазвития.

Анализ распределения специалистов по типу предприятий также свидетельствует о том, что в более выигрышном положении находятся выпускники вузов. Около половины выпускников вуза (52%) работают на государственном предприятии, в то время как среди лиц без высшего образования их доля составляет 35%. Еще 19% выпускников с ВО заняты в крупном бизнесе, в то время как среди лиц без высшего образования их только 8%. На мелких и средних негосударственных предприятиях занято 54% лиц без высшего образования, в то время как с высшим – 39%. Это косвенно свидетельствует  о более высоком образовательно-квалификационном уровне лиц с ВО, по сравнению с лицами без ВО.

Еще одним показателем образовательно-квалификационного уровня специалистов является самооценка уровня знаний, умений, навыков специалистов с ВО (рис. 1) и без ВО (рис. 2). Он оценивался на основе данных структурированного интервью респондентов с высшим и средним образованием.

 

Рис. 1. Оценка уровня теоретических и практических компетенций лицами с высшим образованием

 

Как видно из представленных на рис. 1 результатов, примерно половина специалистов с ВО оценивают уровень собственных теоретических знаний, практической подготовки и компьютерной грамотности как высокий, в то время как среди специалистов без ВО только около 25% опрошенных оценивают уровень теоретических знаний и компьютерной грамотности как высокий, большая же часть относят себя по данным показателям к среднему уровню. В то же время большая часть специалистов без ВО (54%) оценивает уровень своей практической подготовки как высокий, в то время как среди специалистов с ВО только 40% относят себя к профессионалам с высоким уровнем практических навыков. Следовательно, имея более широкий уровень компетенций в разных сферах, специалисты с высшим образованием обладают чуть более низким уровнем практических умений. Таким образом, полученные данные подтверждают более высокой уровень соответствия специалистов с ВО большинству требований руководителей предприятий.

 

Рис. 2. Оценка уровня теоретических и практических компетенций лицами  без высшего образования

 

Еще одним важным индикатором ценности специалистов является спрос на них у работодателей. Анализ мнений непосредственных потребителей человеческого капитала – руководителей предприятий и организаций – показал, что в современных компаниях упор делается на высококвалифицированные кадры. При найме на работу в свою организацию руководители отводят фактору наличия высшего образования крайне важную роль (рис. 3).

 

Рис. 3. Значение высшего образования при найме специалиста на работу

 

77% потенциальных работодателей отдают предпочтение лицам с высшим образованием и лишь 23% отводят ему второстепенную или незначительную роль.

Гипотеза 2. Высшее образование способствует активизации личности, ее предприимчивости. Выпускники вузов как высокообразованная рабочая сила вернее своих сверстников ориентируются на рынке труда, выбирают оптимальный уровень занятости.

Активность является одной из важных характеристик человека как субъект взаимоотношений и профессиональной деятельности.

Ценность человеческого капитала определяется как уровнем востребованности, так и уровнем мобильности самих работников. Умение ориентироваться на рынке труда, активность, умение находить работу являются одним из важных индикаторов увеличения человеческого капитала.

В качестве показателей активности и мобильности специалистов в нашем исследовании использовались следующие параметры: наличие работы на момент опроса, сроки поиска места работы, основа трудоустройства, динамика карьерного роста и заработной платы.

1. Наличие работы на момент исследования. Основа трудоустройства.

На момент исследования 91,5% опрошенных с ВО и 83,8% без ВО имели работу. Причем 90,5% лиц с ВО работают на постоянной основе, в то время как среди лиц без ВО на постоянной основе работают только 70% специалистов; 9,5% лиц с ВО на момент опроса не имели работы, среди лиц без высшего образования работа отсутствует у 16% (рис. 4).

 

Рис. 4. Наличие работы на момент опроса

 

2. Активность в поиске работы.

В ходе исследования был проведен сравнительный анализ времени, затраченного на поиски работы лицами с ВО и без ВО. Количественный анализ полученных результатов (табл. 2), на первый взгляд, свидетельствует о том, что лица с ВО проявляют более высокий уровень активности в поиске работы (42% специалистов с ВО имели работу еще во время учебы в вузе, в то время как среди лиц без ВО процент работающих во время учебы составлял всего 10%).

 

Таблица 2

Активность в поиске работы

 

Сроки трудоустройства на работу

Процент лиц с ВО

Процент лиц без ВО

работал (а) к моменту окончания учебного заведения

сразу же после выпуска

в течение месяца

в течение полугода

в течение года

другое

42

 

17

7

18

9

5

10

 

57

12

13

4

4

 

 

Однако более корректно учитывать при анализе полученных данных возрастно-психологические характеристики респондентов, так как на момент поступления в учебные заведения респонденты находились в разных возрастных периодах развития (старшем подростковом – 15 лет – лица без ВО и юношеском – 17 лет – абитуриенты вузов), и уровень личностной зрелости, самосознания, идентичности у них различный. К концу обучения в училище (через 2–3 года) лица без ВО достигают юношеского возраста, в котором происходит более глубокая идентификация человека, в том числе и профессиональная, получают навыки своей первой профессии и устраиваются на работу. В то время как студенты вузов еще в процессе обучения в вузе овладевают определенным уровнем профессиональных и личностных компетенций и на третьем–четвертом курсе вуза становятся привлекательной для работодателей рабочей силой.

Данный тезис подтверждается тем, что сразу после окончания учебного заведения лица без ВО нагоняют по активности трудоустройства лиц с ВО, а в дальнейшем уровень их активности совпадает.

Таким образом, можно говорить, что уровень активности в процессе трудоустройства в большей степени является индивидуальной, личностной характеристикой специалиста и в меньшей зависит от уровня его образования.

3. Динамика карьерного роста.

Одним из важных индикаторов активности, мобильности и компетентности специалистов является их карьерный рост.

Сравнительный анализ динамики карьерного роста специалистов с ВО и без ВО приведен на рис. 5. Полученные в исследовании данные позволяют установить взаимосвязь между уровнем образования сотрудника и его профессиональным статусом. Значительная часть выпускников СГА смогла повысить свой должностной статус именно благодаря получению высшего образования.

 

Рис. 5. Динамика карьерного роста

 

Как видно из представленных на рис. 5 данных,  произошло снижение доли выпускников СГА, имеющих должность, не требующую квалификации (с 11% до 5%), и снижение доли специалистов (с 70% до 55%) с одновременным ростом доли управленцев среднего (с 12% до 16%) и высшего звена (с 7 до 24%). В то же время для респондентов без высшего образования максимально достижимый карьерный рост чаще относится к категории специалистов, только 11% переместились с должности специалиста на должность управленца среднего (с 2% до 10%) и высшего звена (прирост с 0 до 3%).

Таким образом, очевидно, что высшее образование стало своеобразным трамплином, который позволил выпускникам СГА значительно продвинуться по карьерной лестнице.

4. Динамика заработной платы.

Продвижение по карьерной лестнице сопровождается не только новым статусом, но и увеличением оплаты труда. Следовательно, одним из наиболее важных показателей карьерного роста является уровень заработной платы. В рамках проведенного исследования динамика заработной платы специалистов с ВО и без ВО стала одним из индикаторов вклада образования в рост человеческого капитала. Для анализа данного показателя был зафиксирован размер заработной платы специалистов сразу после окончания учебного заведения и в настоящий момент (результаты представлены в табл. 3).

 

Таблица 3

Динамика заработной платы

 

Уровень заработной платы

Процент от ответивших

с высшим образованием

Процент от ответивших

без высшего образования

После окончания вуза

В настоящий момент

После окончания уч. заведения

В настоящий момент

менее 2000 руб.

15

3

42

3

2000–2999 руб.

24

9

12

9

3000–4999 руб.

30

18

29

18

5000–6999 руб.

16

26

8

26

7000–9999 руб.

8

25

4

25

10000–14999 руб.

1

9

1

9

15000–30000 руб.

1

4

3

4

свыше 30000 руб.

1

2

 

3

затрудняюсь ответить

4

1

 

1

всего

100,0

100

 

100

 

Как видно из приведенных в таблице данных, значительная доля респондентов без высшего образования получала сразу после окончания учебного заведения менее 2000 руб. в месяц, в то время как среди выпускников значительная доля (54%) получала от 2000 до 5000 руб. в месяц. Таким образом, уже на момент окончания вуза немногим более половины опрошенных с ВО сумели найти достаточно хорошо оплачиваемую работу, в то время как уровень зарплаты лиц без высшего образования после окончания учебного заведения был значительно ниже. В высокодоходных группах, на момент окончания учебного заведения, численность респондентов в обоих случаях незначительна (соответственно 3% и 4%).

Анализ динамики заработной планы в целом характеризуется ростом дохода у всех участников исследования. Для лиц без высшего образования характерно перераспределение из наиболее многочисленного на момент первой работы (после окончания учебного заведения) первого уровня заработной платы (до 2000 рублей) в более доходные группы, однако начиная с четвертого уровня заработной платы (5000–6999 руб.) доля респондентов без высшего образования остается незначительной и не достигает доли респондентов – выпускников СГА.

В группе специалистов с высшим образованием зафиксирована активная вертикальная мобильность: наибольший прирост в заработной плате характерен для уровней заработка от четвертого (5000 руб.–7000 руб.) до седьмого (15000 руб.–30000 руб.).

 Доля выпускников, которые на момент окончания вуза имели уровень заработной платы менее 2000 рублей, сократилась с 14,5% до 3,3%, что подтверждает влияние высшего образования на уровень заработной платы специалиста.

В высокодоходных группах (от 10000 до 60000 тысуб.) также очевидно преимущество выпускников вуза. Доля респондентов без высшего образования, принадлежащих к высокодоходным группам, возросла с 4% до 10%, в то время как для лиц с высшим образованием произошло увеличение с 3% до 15% (то есть в пять раз).

Гипотеза 3. Человеческий капитал, приобретенный в ходе обучения в высшем учебном заведении, приносит его владельцу не только экономическую выгоду, но и влияет на качество жизни человека.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), качество жизни – это восприятие индивидом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивид живет в соответствии с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивида. Для оценки качества жизни человека используется ряд критериев: физические, психологические, уровень независимости, духовность, окружающая среда и жизнь в обществе. В рамках данного исследования мы опирались на два фактора – окружающая среда и жизнь в обществе, для анализа которых использовали следующие показатели: общественное положение, благополучие, доступность информации, самозанятость, престиж работы.

Общественное положение и благополучие субъекта определяются его принадлежностью к определенному социальному классу. Большую часть населения развитых европейских стран составляет средний класс, обладающий набором определенных статусных характеристик. Средний класс представлен как специалистами высокого уровня образования и культуры, что позволяет им выполнять высококвалифицированную работу или руководить фирмой (юристы, адвокаты, менеджеры-профессионалы и т.д.), так и лицами, имеющими свое дело, профессиональный профиль которого не требует высокого уровня образования – владельцы небольших магазинов и других торговых предприятий, бензоколонок, транспортных контор и т.д.

В соответствии с предложенным способом определения среднего класса по месячному доходу и по социальному статусу (И. Березин) проанализируем общественное положение наших респондентов.

 

Таблица 4

Распределение доходов лиц с ВО и без ВО ( критерий И. Березина)

 

Слой среднего класса

Респонденты с высшим образованием (%)

Респонденты без высшего

образования (%)

Верхний

 1200 – 500 $/мес.

4

2

Средний

500 – 250 $/мес.

35

18

Нижний

250 – 160 $/мес.

32

29

Количество респондентов (%), принадлежащих к среднему слою

71

49

 

К среднему классу по доходному признаку относится большинство участников исследования с высшим образованием (71%) и чуть менее половины лиц без высшего образования (49%). Однако, если по профессиональному критерию к среднему классу могут быть отнесены все участники исследования, имеющие соответствующий доход, то лишь 13% респондентов со средним либо среднеспециальным образованием отвечают требованиям данного критерия.

При этом основная часть выпускников вуза относится к среднему слою среднего класса, это ядро российского среднего класса, в данной группе преобладают относительно высоко оплачиваемые профессионалы, наемные работники: менеджеры, инженеры, аудиторы, консультанты и т.д. Чуть меньшее количество респондентов как с высшим, так и без высшего образования (32% и 29%) относится к нижнему слою среднего класса, этот слой формируют рядовые рабочие и служащие относительно благополучных предприятий и отраслей промышленности: нефтяной промышленности, энергетики, транспорта, связи, машиностроения и т.д.

Что касается верхнего слоя среднего класса, где представлены как граждане, получившие доходы от собственности и предпринимательской деятельности, так и высокооплачиваемые профессионалы, то доля принадлежащих к нему выпускников вуза в два раза превышает долю респондентов без высшего образования. Следовательно, наличие высшего образования значительно чаще способствует достижению высокого социального статус субъекта.

Исходя из определения качества жизни как восприятия индивидом своего положения в жизни… используем для сравнительного анализа качества жизни лиц с ВО и без ВО результаты их самооценки по следующим параметрам: общественное положение, благополучие, доступность информации, самозанятость, престиж работы.

 

Рис. 6. Самооценка качества жизни

 

Как видно из представленных на рис. 6 результатов, лица с ВО оценивают себя гораздо выше по всем параметрам, чем лица без ВО. Средний показатель совокупного индекса (I1) составляет для лиц с ВО 157 единиц. Он превышает среднюю отметку, позитивно характеризуя положение в обществе. Показатель совокупного индекса для человека без ВО равен 103 единицам и носит негативный характер.

Использованный для анализа данных характеристик совокупный индекс самооценок качества жизни лиц без высшего образования принимает довольно низкое значение (меньше 100), особенно по показателям общественное положение, благополучие, престиж работы. Только по показателям самозанятость и доступность информации он чуть выше и приближается к 120.

Для лиц с ВО показатели совокупного индекса по всем параметрам превышают 120, а по показателям престиж работы и доступность информации приближаются к верхней границе.

Таким образом, специалист с ВО занимает гораздо более высокое положение в общественной иерархии, выпускники вузов в большей степени удовлетворены своим положением в обществе и статусом, чем лица без ВО.

Конкурентные преимущества экономики в современных условиях напрямую связаны с накопленным в стране и задействованным человеческим капиталом. Именно люди с образованием, квалификацией, профессиональным опытом определяют возможности и границы необходимых перемен. Следовательно, приоритетным источником экономической динамики становятся инвестиции в человека. Выпускники вуза по сравнению со своими сверстниками, не имеющими высшего образования, обладают более высоким уровнем сформированности как профессиональных, так и личностных компетенций, более высокой активностью на рынке труда, они лучше ориентируются в информационном потоке, мотивированы к дальнейшим инвестициям в человеческий капитал, обладают более высоким чувством самоценности и позитивным восприятием мира.

 

 

Литература

 

1. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.П. Колесова и Т. Маккинли (ПРООН). М.: Права человека, 2000.

2. Синявская О.В. Основные факторы воспроизводства человеческого капитала // Экономическая социология. Т. 2. № 1. 2001. С. 82.

3. Константиновский Д.Л., Хохлушкина Ф.А. Формирование социального поведения молодежи в сфере образования // Социологический журнал. 1998. № 3/4.

4. Руткевич М.Н. Социальная ориентация выпускников средней школы // Социологические исследования. 1994. № 12. С. 53–59.

5. Капелюшников Р.И. Теория человеческого капитала // Московский либертариум. 1999. 23 авг. URL: (http://www.libertarium/10624/lib_frticle/)