И.В. Тихомирова
Е.В. Чмыхова
Н.Ф. Шляхта

 

 

Изучение фактора возраста при полном усвоении учебного материала

(на модели ТУЗ-В)

 

В связи с расширением возрастных границ контингента лиц, стремящихся получить образование, актуальным становится ответ на вопрос: «Могут ли лица старшего возраста обучаться так же хорошо, как молодые?» В психологических исследованиях показано, что довольно часто различия в способности к обучению можно объяснить условиями обучения в разном возрасте. Время, которое возможно использовать для обучения, а также факторы, мотивирующие получение образования, различны для представителей разных возрастных групп.

В зарубежной и отечественной литературе большинство сравнительно-возрастных исследований проведено в целях изучения динамики различных интеллектуальных функций (память, мышление, внимание). Во многих работах отмечается, что  показатели общего интеллекта увеличиваются от подросткового возраста к студенческому, достигая в нем своего «пика», и затем постепенно снижаются в более зрелых возрастах [2, 3, 6]. Следует заметить, что эта возрастная закономерность не всегда бывает справедлива для  динамики отдельных интеллектуальных функций. В частности, в экспериментах установлено, что в возрастном диапазоне от 20 до 40 лет происходит постепенное снижение способности заучивать наизусть неосмысленные тексты. В то же время для успешности запоминания смысловых текстов такой закономерности выявлено не было, так как «пожилые люди» проявляют большую мотивацию и больше опираются на свой опыт [2].

При построении учебных программ и учебных планов специалистам СГУ приходится обращаться к показателю «время усвоения материала», имея в виду его полное усвоение. В связи с этим  была разработана программа исследований процесса полного заучивания с помощью методики ТУЗ-В. В качестве характеристик процесса полного усвоения  были выбраны два его показателя: время усвоения и количество обращений к заучиваемому материалу (и, следовательно, количество проверок выученного). Выбор этих показателей обоснован тем, что именно они выступают в качестве основных переменных в модели полного усвоения учебных знаний [5, 7] и рассматриваются в числе основных показателей переработки информации в модели интеллекта  Г. Айзенка: скорость решения задачи, настойчивость, проявляющаяся в количестве  попыток решить трудную задачу и число ошибок [1]. 

В соответствии с этим возрастная структура выборки в данной работе была составлена аналогично тому, как она представлена в исследовании возрастных особенностей темпа усвоения знаний [4].

В ходе экспериментов было протестировано 165 человек. Группа  подростков состояла из 59 человек (10–11 лет – 30 человек; 13–14 лет – 29 человек). В группе студентов (17–21 год) было 35 человек. Выборка взрослых испытуемых, численностью в 71 человек была подразделена на три подгруппы: 30–39 лет – 33 человека; 40–49 лет – 19 человек и 50–60 лет – 19 человек.

В качестве тестеров в экспериментальном исследовании принимали участие студенты 3-го курса психологического факультета СГУ.

В задачи исследования входило следующее: изучить особенности процесса запоминания при установке на воспроизведение всего учебного материала (списка 20 новых понятий); получить численные значения показателей «время заучивания» и «количество обращений к стимульному материалу» при установке на 100% заучивания для разных возрастов; выявить тенденции в изменении указанных показателей в зависимости от фактора возраста.

В качестве диагностической модели процесса полного усвоения учебного материала была использована методика ТУЗ-В [5], в которую были внесены следующие существенные изменения: испытуемых ориентировали на заучивание всего списка слов полностью и не ограничивали при этом количество попыток заучивания.

Результаты исследования и их анализ

Общая картина полученных данных представлена в  табл. 1–4.

Необходимо отметить, что добиться полного усвоения 20 понятий в условиях эксперимента мы смогли не у всех испытуемых. В качестве причин выступили: субъективная усталость, недостаточная мотивированность, иногда эксперимент приходилось прекращать из-за того, что длительность заучивания  превышала 3 ак. часа. В связи с этим длительность проведения эксперимента (для выборок подростков и частично – взрослых) была ограничена 10 попытками заучивания. Дальнейшие расчеты у тех, кто за это время не смог запомнить 17–20 слов, проводились по формулам, которые дают прогноз необходимых данных[1].

Накопленное время испытуемого после j попытки:   

tnj   =  ,

где i – номер попытки испытуемого;

ti – время i попытки

 

Количество выученных слов  рассчитывалось по формуле:

                                           W = atn  + b ,

 

 где  W – количество выученных слов;

tn  накопленное время заучивания;

a    и    b – константы;

n – количество попыток.

 

Значения констант a и b вычислялись из системы уравнений:

   ,

 

где N – общее число попыток испытуемого.

       Оценочное среднее время попытки - 

 =  

     Оценочное время для запоминания 20 слов

 

       Число попыток – N20                         

Таким образом, для расчета средневозрастных значений искомых показателей использовались как эмпирические индивидуальные значения, так и вычисленные с помощью формул прогноза в тех случаях, когда по ряду причин заучивание не было доведено до 100%.

Анализ полученных результатов по всем возрастным группам подтверждает ранее полученные данные о значимости фактора возраста для всех показателей заучивания, причем при установке на полное заучивание роль фактора возраста еще более усиливается.

 Наиболее чувствительным к возрастным изменениям оказался показатель «количество выученных слов». Наибольший процент испытуемых, полностью выучивших слова (17–20 слов) имеется в студенческом возрасте, затем в выборках взрослых 30–39 лет и 40–49 лет. Наименьший процент, как и следовало ожидать, дают младшие подростки. «Крайние» возрастные группы (т.е. младшие подростки и взрослые 50–60 лет) характеризуются также и самым большим процентом испытуемых, выучивших менее половины слов.

                                         Таблица 1

Количество испытуемых в процентах, выучивших разное количество слов

в исследуемых возрастах

 

Возраст

Количество испытуемых в выборке

Количество человек     в % от числа испытуемых,    выучивших

 

17–20 слов

10–16 слов

менее 10 слов

Младшие подростки (10–11 лет)

29 человек

10

55

35

Старшие подростки

( 13–14 лет)

30человек

57

43

0

Студенты

(17– 21 лет)

35 человек

81

17

2

Взрослые

( 30–39 лет)

32 человека

67

21

12

Взрослые

(40–49 лет)

20 человек

68

21

11

Взрослые

(50–60 лет)

19 человек

42

21

37

 

Средние значения показателя «количество выученных слов» для каждого возраста приведены в табл. 2.

 

Таблица 2

Описательная статистика для показателя «количество выученных слов»

в разных возрастах

Возраст

Количество испытуемых  в выборке

Среднее значение

Мини-мальное значение

Макси-мальное значение

Младшие подростки

(10–11 лет)

29

человек

11,2

4

20

Старшие подростки

(13–14 лет)

30

человек

16,3

9

20

Студенты

(17–21 лет)

35

человек

19,7

14

20

Взрослые

(30–39 лет)

32

человека

16,9

8

20

Взрослые (40–49 лет)

20

человек

16,3

7

20

Взрослые

(50–60 лет)

19

человек

12,3

4

20

 

Наибольшее количество слов запоминается в студенческом возрасте (19,7 при разбросе индивидуальных данных от 14 до 20 слов). Наименьшее количество – в младшем подростковом возрасте (11,2 при разбросе индивидуальных значений от 4 до 20 слов) и в возрасте 50–60 лет (12,3 при  разбросе индивидуальных значений от 4 до 20 слов).

В табл. 3 приведены средние значения одного из интересующих нас показателей – «количество необходимых попыток» для полного заучивания 20 новых понятий при установке на полное воспроизведение.

Таблица 3

Описательная статистика для показателя  «количество попыток»

для полного заучивания  материала в разных возрастах

Возраст

Количество испытуемых  в выборке

Среднее значение

Мини-мальное значение

Макси-мальное значение

Младшие подростки

(10–11 лет)

29 человек

15,6

8

30

Старшие подростки

(13–14 лет)

30 человек

7,7

5

13

Студенты

(17–21 лет)

35 человек

6,9

3

20

Взрослые

(30–39 лет)

32 человека

10,5

2

31

Взрослые (40–49 лет)

20 человек

11

3

36

Взрослые

(50–60 лет)

19 человек

22,9

5

76

 

Как свидетельствуют данные табл. 3, наибольшее количество попыток для полного заучивания  20 понятий необходимо людям в возрасте 50–60 лет (22,9 при индивидуальном разбросе от 5 до 76) и младшим подросткам (15,6 при индивидуальном разбросе от 8 до 30). Обращают на себя внимание данные индивидуального разброса: у пожилых людей их диапазон  больше. Графическая интерпретация возрастной динамики этого показателя представлена на рис. 1.

Рис.1. Зависимость показателя «количество попыток» от возраста испытуемых

Кроме того, проверка значимости межгрупповых различий по количеству попыток для полного заучивания у студентов и других возрастных групп с помощью критерия Манна-Уитни показала, что они достоверны для групп младших подростков и взрослых в возрасте 50–60 лет (уровень значимости p< 0,05). Для других возрастных групп данная закономерность прослеживается на уровне тенденции в связи с тем, что объем выборок не для всех возрастных групп был достаточен.

В табл. 4 приводятся данные, касающиеся другого показателя, характеризующего процесс полного усвоения – показателя «время, необходимое для полного заучивания».

 

Таблица 4

Описательная статистика для показателя времени

полного заучивания 20 понятий

 

Возраст

Количество испытуемых  в выборке

Среднее значение

Мини-мальное значение

Макси-мальное значение

Младшие подростки

(10–11 лет)

29 человек

23,3 мин

7,5 мин

46,9 мин

Старшие подростки

(13–14 лет)

30 человек

12,5 мин

7 мин

23,8 мин

Студенты

(17–21 лет)

35 человек

30,1 мин

7,6 мин

58,6 мин

Взрослые

(30–39 лет)

32 человека

28,8 мин

4,2 мин

76,7 мин

Взрослые (40–49 лет)

20 человек

39,7 мин

6 мин

106,7 мин

Взрослые

(50–60 лет)

19 человек

41,6 мин

8,7 мин

190,8 мин

 

Согласно полученным данным, людям среднего и пожилого возраста (группы 40–49 лет и 50–60 лет) требуется существенно больше времени для того, чтобы заучить весь список понятий. Меньше всего времени потребовалось старшим подросткам, что, возможно, связано с особенностями пубертатного возраста. Следует отметить также значительный разброс индивидуальных значений в каждой возрастной группе, причем разброс увеличивается с возрастом. Графическое изображение возрастной динамики этого показателя представлено на рис. 2.

Рис. 2.  Зависимость  показателя «время заучивания» от фактора возраста

Статистически значимые  межгрупповые различия имеются между группами студентов и старших подростков, старших и младших подростков, а также между  группами взрослых 30–39 лет и 40–49 лет (уровень значимости  по критерию Манна-Уитни p< 0,05).

В результате проведенного исследования можно констатировать, что студенческий возраст имеет все преимущества перед другими: студентам требуется и меньше времени и меньше попыток для заучивания всего списка понятий. Можно сказать, что возраст 17–21 год является наиболее благоприятным для интенсивного усвоения новых знаний в условиях целостного заучивания в объеме глоссария, включающего 20 новых понятий. Для других возрастных групп, по всей видимости, более оптимальным является дробное заучивание. Т.е. учебный материал, например, глоссарий из 20 новых понятий, следует разделить на несколько частей, так как ни увеличение количества попыток, ни увеличение времени на заучивание не приводило к полному усвоению всех понятий у испытуемых в подростковом и старшем возрастах.

Следует также заметить, что установка на полное заучивание сказывается на значениях темпа усвоения знаний: средние значения ТУЗ-В, рассчитанные на основании результатов 3-й попытки и по итогам полного заучивания отличаются от средних значений, полученных по стандартной методике ТУЗ-В (в которой не было установки на полное заучивание). Это ставит проблему изучения роли установки (мотивационных, личностных факторов) на показатели усвоения знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.      Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии  1995. №1. С. 111–131.

2.      Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.

3.      Анастази А. Дифференциальная  психология. СПб., 2001.

4.      Карпенко М.П., Чмыхова Е.В., Тихомирова И.В., Шляхта Н.Ф. Возрастные изменения темпа усвоения знаний // Психология и социология образования. М., 2001. С. 164–183.

5.      Тихомирова И.В., Чмыхова Е.В., Шляхта Н.Ф. Исcледование модели полного усвоения учебной информации // Труды СГУ. М., 2001. Вып. 25. С. 132–148.

6.      Уорнер Шай К. Интеллектуальное развитие взрослых // Психологический журнал. 1998. №6. С. 56–94.

7.      Bloom B.S. All our children learning: A primer for parents, teatcher, and other educators. N-Y., 1981.

 

 

 

 



[1] Все необходимые расчеты по прогнозу индивидуальных данных  произведены С.Н. Крутием.