Карпенко О.М. ,

кандидат экономический наук;

 вице-президент СГА

Бершадская М.Д.,

кандидат технических наук,

Служба поддержки инновационной деятельности СГА,

                                                               Вознесенская Ю.А.,

кандидат филологических наук,

Служба поддержки инновационной деятельности СГА.

 

 

Международные рейтинги университетов как показатель качества высшего образования

      Процессы реформирования образования происходят сейчас во всем мире. Интерес мирового академического сообщества к проблемам и перспективам развития образования продолжает возрастать столь стремительно, что возникают трудности по переработке, обобщению и анализу растущего потока информации.

    Это затронуло и такую сферу в образовании как рейтинги университетов мира, в значительной степени отражающие уровень и качество высшего образования той или иной страны. Таблицы рейтингов не только позволяют оценить качество высшего образования, но и влияют на него в глобальном масштабе.

     Выбор учебного заведения сегодня не ограничен только страной проживания. В настоящее время более 2,5 млн. студентов обучаются за пределами своей родины[1], и ежегодно данный показатель увеличивается в среднем на 20 %. Знания, полученные в хорошем вузе, служат надежным фундаментом для построения успешной карьеры.

     Как показывают многочисленные зарубежные исследования, студенты престижных институтов или вузов, получивших высокий рейтинг, как правило, зарабатывают значительно больше, чем студенты, окончившие менее престижные учебные заведения.

     Поставленные перед необходимостью принять столь важное решение, влекущее за собой долгосрочные социальные и экономические последствия, будущие студенты имеют право как можно больше узнать об университетах, из которых им предстоит выбирать. Для этого необходимо обладать достоверной и сопоставимой информацией, которая позволит осмысленно сравнивать университеты.[2]

     По мере роста численности как переезжающих студентов и преподавателей, так и конкурирующих между собой принимающих институтов, обостряется потребность в авторитетном, достоверном и понятном «указателе» по сложному лабиринту международного высшего образования.

     На сегодняшний момент рейтинги представляют собой достаточно «молодое» начинание, не всегда способное противостоять многовековым традициям, сложившимся в некоторых университетах.

     Так или иначе, возникновение различных начинаний по ранжированию обусловлено глубинными качественными переменами в высшем образовании и, следовательно, их дальнейшее развитие неминуемо.

     За последние двадцать лет интерес к рейтингам вузов значительно возрос. В 1983 г. журнал U.S. News & World Report впервые опубликовал свой ежегодный рейтинг «Лучших колледжей Америки». Это положило начало бурному росту и развитию подобных начинаний. Помимо нескольких наиболее популярных рейтинговых систем США[3] и Великобритании[4], рейтинги составляются и в других странах[5]

     Международные рейтинги уже стали привычными в специфических, самоопределяемых и уже глобализованных областях, таких, например, как образование в сфере бизнеса. Эти рейтинги публикуются такими изданиями, как The Economist, Financial Times, Business Week, Forbes, и The Wall Street Journal и ранжируют программы МВА.

      Как подчеркивают многие исследователи, рейтинги оказывают значительное влияние на предпочтения студентов и деятельность самих вузов, в связи с чем академическое сообщество должно стремиться к усовершенствованию их методик и уточнению показателей. Эти показатели постоянно пересматриваются с точки зрения их надежности и эффективности. Благодаря постоянным консультациям с деятелями высшего образования рейтинги завоевывают все большее доверие в академической среде[6]

         В категории институциональных рейтингов наиболее признанными являются два международных начинания:

·        Академический  рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World UniversitiesARWU) – международный рейтинг, публикуемый Институтом высшего образования Шанхайского университета (Китай),[7] начиная с 2003 года, и охватывающий 500 лучших университетов;

·        Международный рейтинг Приложения по высшему образованию к газете «Таймс» (Times Higher Education Supplement)[8], впервые опубликованный в 2004 г., включающий 200 лучших университетов мира.

     В академическом рейтинге ARWU, который получил довольно высокую оценку в международной образовательной среде, вузы мира ранжированы в соответствии с их академическими и исследовательскими характеристиками, использующими следующие критерии:

          Ö Качество обучения. Индикатор - количество выпускников вуза, ставших Нобелевскими лауреатами, а также получивших медали в определенных областях знаний.

          Ö Квалификация преподавательского состава. Индикаторы: 1) количество преподавателей – Нобелевских лауреатов, а также  отмеченных другими международными наградами; 2) индекс цитируемости в научных публикациях.

          Ö   Научные исследования. Индикаторы: 1) количество статей, опубликованных в престижных научных журналах (Nature и Science и др.) за последние 5 лет; 2) количество статей с высокими индексами цитирования в изданиях по естественным и социальным наукам.

Ö        Академическая производительность, определяемая отношением суммарного количества баллов по вышеперечисленным индикаторам к численности академического персонала полного рабочего дня.

    Международный  рейтинг «Таймс» выстраивается по четырем основным критериям:[9]

         Ö  Качество научных исследований.  Индикаторы: 1) академическая экспертная оценка; 2) индекс цитируемости.

         Ö   Трудоустройство выпускников.

             Ö  Интернационализация. Индикаторы: 1) иностранные преподаватели; 2) иностранные студенты.

          Ö Качество обучения. Индикатор: соотношение численности преподавательского состава и студентов.

       Академическая экспертная оценка проводится международной компанией QS,[10] известной своей деятельностью в сфере трудоустройства МВА и аспирантов. В экспертизе приняли участие более 1600 академических экспертов из 88 стран без привлечения административных работников и официальных лиц.

     Индекс цитируемости используется для оценки результатов научной деятельности. Определяется количеством ссылок в престижных научных журналах в расчете на одного преподавателя. Соответствующие данные предоставляются базой данных «Основные показатели в науке» Томсоновского научного института в Филадельфии.

     Трудоустройство выпускников - основывается на отчетах рекруторских компаний (работодателей).

      Показатели «иностранные преподаватели» и «иностранные студенты» позволяют оценить степень интернационализации образования, указывающую на престижность и популярность данного вуза за рубежом.

      Соотношение численности преподавателей и студентов характеризует стремление университета обеспечить качество обучения.

     Сопоставление выше перечисленных критериев с указанием весовых коэффициентов, учитывающих значимость соответствующих им индикаторов, представлено в табл.1.

Таблица 1

Основные критерии ранжирования университетов

 

 

Критерий

Рейтинг ARWU

Рейтинг «Таймс»

Индикатор

Вес

Индикатор

Вес

Научные исследования

 

1) Количество статей, опубликованных в Nature и  Science (N&S) *

2) Количество статей с высокими индексами цитирования

20%

 

 

20%

1) Академическая экспертная оценка

 

2) Индекс цитируемости

40%

 

 

20%

Квалификация преподавательского состава

 

3) Количество преподавателей – Нобелевских лауреатов, а также отмеченных другими международными наградами

4) Индекс цитируемости

20%

 

 

 

20%

 

 

Качество обучения

 

5) Количество выпускников вуза, ставших Нобелевскими лауреатами, а также получивших медали в определенных областях знаний

10%

 3)Соотношение численности преподавателей и студентов

20%

Академическая производительность

 

Отношение суммарного количества баллов пяти индикаторам (1-5) к численности академического персонала полного рабочего дня

10%

_

 

Трудоустройство выпускников

_

 

4)Отчеты рекруторских компаний

10%

Интернационализация

 

_

 

 

5) Иностранные преподаватели

6) Иностранные студенты

5%

5%

Всего

 

100%

 

100%

Источники:

Academic Ranking of World Universities -2006.Methodologies and Problems/ N.C. LIU and CHENG Institute of Higher Education, Shanghai Jiao Tong University, Shanghai 200240, China   http://ed.sjtu.edu.cn/rank/2006/ARWU2006_TopEuro.htm

THES - QS World University Rankings – Methodology  http://www.topuniversities.com/university_ranking/article/archive/2006/

* Для университетов, специализирующихся в области гуманитарных и социальных дисциплин, таких как Лондонская школа экономики, «N&S» не принимают во внимание, и расчеты по этой категории переносят на другие значения.

     Несмотря на разницу в применяемых методиках, эти рейтинги объединяет то, что в обоих случаях большое значение придается критерию научно-исследовательской деятельности. Именно научные исследования служат одним из важных показателей работы вузов, поскольку, по мнению большинства экспертов, научная работа напрямую связана с качеством высшего образования. «Для того чтобы иметь возможность объяснять молодежи пределы возможного и указать направления, по которым они могут быть определены, наставник сам должен заниматься наукой. Причина проста – нельзя передать то, чем сам не располагаешь. Занятие наукой развивает ясное представление о мировых тенденциях в изучаемой предметной области, о которой наставник должен знать все»[11]

     Не случайно в лучших университетах мира на научные исследования как государством, так и частными организациями, выделяются огромные средства. Так, на финансирование научных исследований в Гарвардском университете[12] (США) в 2005/2006 г. было выделено около 620 млн. долларов (из них федеральным правительством - $500 млн., спонсорскими организациями - более $120 млн.), в Колумбийском[13] - $467 млн., в Калифорнийском государственном университете Беркли[14] - $585 млн., в государственном университете Вирджинии[15] - $300 млн.

     Научная деятельность вузов России, которая призвана быть основой всей экономики знаний, к сожалению, находится на уровне стран, где высшее образование слабо интегрировано с наукой. Объем финансирования научных исследований за счёт Федеральной целевой научно-технической программы (ФЦНТП) в 2005/2006 г. в крупнейших вузах России составлял: Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова - 623,45 млн.руб. (примерно 24,5 млн.долл.), Московский государственный институт электронной техники – 361,3 млн.руб.(14 млн.долл.), Казанский государственный университет - 173  млн.руб.( 7 млн.долл.), Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана – 104,1 млн.руб.(4 млн.долл.), Санкт-Петербургский государственный университет – 77,45  млн.руб.(3 млн.долл.).[16]    

   В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования  на 2006-2010 годы предполагается увеличить финансирование российских вузов непосредственно на  научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы как за счет  бюджетных средств, так и внебюджетных источников, включающих спонсорскую поддержку, средства  международных организаций (в том числе Всемирного банка реконструкции и развития, некоммерческих фондов и т.д.). Объем необходимого ресурсного обеспечения работ, предусмотренных Программой, составляет 2640,3 млн.рублей (из них  2347,62 млн.рублей за счет средств федерального бюджета).[17] Эти меры наряду с общей направленностью на формирование системы инновационного образования в нашей стране   должны привести к повышению конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг.

     Распределение по странам лучших вузов в соответствии с международными рейтингами 2006 года мира представлено в табл.2.

Таблица 2

Численность лучших вузов по странам мира (2006 г.)

Страна

Рейтинг ARWU[18]

Рейтинг «Таймс»[19]

20 лучших вузов

100 лучших вузов

200 лучших вузов

20 лучших вузов

100 лучших вузов

200 лучших вузов

США

17

54

87

11

33

55       

Великобритания

2

11

22

4

15

29     

Япония

1

 6

  9

1

3

11

Германия

0

 5

 15

0

3

10    

Канада

0

4

8

1

3

  7   

Нидерланды

0

2

7

0

7

11   

Австралия

0

2

6

1

7

13       

Франция

0

4

6

1

5

  7   

Швейцария

0

3

6

0

  5

            7     

Бельгия

0

0

4

0

2

5

Швеция

0

4

4

0

0

4

Италия

0

1

6

0

0

1

Израиль

0

1

4

0

0

3

Китай

0

0

1

1

2

6

Гонконг*

0

0

1

0

3

4

Норвегия

0

1

1

0

0

1

Дания

0

1

3

0

1

3

Республика Корея

0

0

1

0

1

3

Россия

0

1

1

0

1

2

Финляндия

0

1

1

0

0

1

Испания

0

0

1

0

0

1

Сингапур

0

0

1

1

2

2

Новая Зеландия

0

0

0

0

2

2

Индия

0

0

0

0

2

3

Мексика

0

0

1

0

1

1

Австрия

0

0

1

0

1

3

Ирландия

0

0

0

0

1

1

Малайзия

0

0

0

0

0

2

Таиланд

0

0

0

0

0

1

Тайвань

0

0

1

0

0

1

Бразилия

0

0

1

0

0

0

Аргентина

0

0

1

0

0

0

Количество стран, в которых расположены лучшие вузы мира

3

16

27

8

21

30

Academic Ranking of World Universities -2006.Methodologies and Problems/ N.C. LIU and CHENG Institute of Higher Education, Shanghai Jiao Tong University, Shanghai 200240, China   http://ed.sjtu.edu.cn/rank/2006/ARWU2006_TopEuro.htm;

Times Higher Education Supplement  http://www.thes.co.uk/

   

     Главная отличительная особенность рейтинга «Таймс» по сравнению с рейтингом Шанхайского университета состоит в том, что он учитывает в основном не прошлые достижения (в частности, Нобелевские премии), а современные характеристики университетов, основанные в значительной степени (40%) на результатах экспертной оценки[20]. По всей вероятности, именно это различие в подходе к ранжированию университетов обусловило заметное увеличение количества стран, университеты которых вошли в число 20, 100 и 200 лучших вузов мира (см. табл.2)

     Статистика показывает, что не только страны с богатой и развитой экономикой, такие, как США и государства — члены Евросоюза, имеют престижные университеты. В список двухсот лучших учебных заведений вошли вузы 30 стран. При этом на передовые позиции выходят национальные системы, не имеющие вековых традиций в высшем образовании. Так, в соответствии с результатами рейтинга «Таймс» третье место занимает Австралия, опережая Германию, Японию, Канаду, Францию и Нидерланды, при этом Австралийский национальный университет занял 16-е место и Мельбурнский – 22-е место. В первую двадцатку стран входит Китай  (Пекинский университет - 14-е место) и Сингапур (Национальный университет Сингапура - 19-е место).

     Соотношение позиций стран по количеству лучших университетов наглядно иллюстрируют диаграммы на рис.1.

Результаты рейтингов, проводимых Шанхайским университетом и «Таймс»*, (табл.2, рис.1) показывают, что лидирующую позицию по количеству лучших высших учебных заведений мира занимают Соединенные Штаты Америки, где сосредоточены:

  • от 55 до 85% из 20 лучших вузов (в зависимости от условий ранжирования),
  • от 33 до 54% из 100 лучших вузов, 
  • от 27,5 до 43,5% из 200 лучших вузов.

 

а)

б)

Рисунок 1. Количество национальных вузов ведущих стран среди 200 лучших вузов мира

а) в соответствии с результатами международного академического рейтингауниверситетов ARWU[22];

б) в соответствии с результатами международного рейтинга «Таймс»[23]

 

 

     Среди американских университетов эталоном престижности высшего образования является так называемая Лига плюща (Ivy League) — ассоциация восьми старейших университетов Америки: Гарварда (Harvard), Принстона (Princeton), Йеля (Yale), Брауна (Brown), Коламбии (Columbia), Корнела (Cornell), Дартмута (Dartmouth) и Пенсильвании (Pennsylvania). Университеты Лиги плюща постоянно находятся среди 15 лучших колледжей и университетов США по рейтингу журнала «U.S. News and World Report». Все они расположены на северо-востоке США и были созданы в ХVII–ХIХ веках. Факт возникновения университета в ХVII веке в стране, возраст которой составляет чуть больше двухсот лет, не может не удивлять. Вряд ли старейшие университеты Америки могли просуществовать столько времени и сохранить свою элитарность, если бы не давали качественного образования.[24] Важными составляющими качественного образования вуза выступают в первую очередь уровень подготовки преподавательского состава и объем научных исследований.

      Большинство американских политических деятелей, Нобелевских лауреатов, выдающихся научных деятелей и лауреатов других научных премий, видных экономистов, финансистов, медиков, юристов, как правило, прошли обучение в одном из университетов Лиги плюща. Первое место в мировом рейтинге по праву принадлежит Гарварду. И это неудивительно: он притягивает наиболее талантливых студентов и ученых. В академический состав Гарварда входило 43 лауреата Нобелевской и 46 лауреатов Пулитцеровской премии. Гарвард окончили семь президентов США.

     Несмотря на то, что по числу студентов, обучающихся на уровне бакалавра, университеты Лиги плюща малы (не более 4–5 тыс. человек, за исключением Корнела и Пенсильвании, против 20-30 тыс. студентов в любом государственном вузе), аспирантов и преподавателей в них может быть более 10 тыс. человек

   Следует отметить, что в США есть университеты, не входящие в Лигу плюща, но не уступающие ее членам по качеству, престижности и стоимости обучения. К ним относятся, например, Стэнфорд, Беркли, Массачусетский технологический институт. Помимо этого некоторые государственные университеты высоко котируются во всем мире (государственные университеты Огайо, Техаса, Северной Каролины).

     Качество европейского образования, имеющего богатую историю развития, по-прежнему получает мировое признание. Великобритания еще раз подтвердила статус мирового образовательного центра: 29 (по рейтингу «Таймс») и 22 (по рейтингу ARWU) из 200 лучших вузов мира находятся здесь. Кембридж и Оксфорд на равных конкурируют с университетами США, занимая в мировом рейтинге 2-е и 3-е места соответственно. В числе двадцати лучших школ мира: Лондонский имперский колледж (9-е место) и Лондонская школа экономики (17-е место).

     Хорошие позиции  у Германии, Японии, Канады, Нидерландов, Австралии, Франции, Швейцарии.

     Из российских вузов в рейтинге представлены только Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. МГУ занимает 66-е место по рейтингу Шанхайского университета и 93-е место по рейтингу «Таймс». И это неплохой показатель, учитывая недостаточное финансирование вуза, трудности переходного экономического периода в стране и серьезный отток академического преподавательского состава на Запад. По данным исследований, МГУ достаточно высоко ценят в мире.

     СПбГУ в 2006 году занял 164-е место по рейтингу «Таймс» и поделил с другими университетами места с 301 по 400 по Шанхайскому рейтингу.

 

        Ниже представлены 20 ведущих вузов по версии «Таймс» 2006 г.

1.      Harvard University - США

2.      Cambridge University - Великобритания

  1. Oxford University – Великобритания
  2.  Massachusetts Institute of Technology - США
  3. Yale University - США
  4. Stanford University- США
  5. California Institute of Technology- США
  6. University of California, Berkeley - США
  7. Imperial College London – Великобритания
  8. Princeton University - США
  9. University of Chicago – США
  10. Columbia University - США
  11. Duke University - США
  12. Beijing University – Китай
  13. Cornell University –США
  14. Australian National University - Австралия
  15. LondonSchool of Economics – Великобритания
  16. Ecole Normale Supérieure, Paris – Франция
  17. National University of SingaporeСингапур
  18. Tokyo University – Япония

 

     Вышеприведенные данные показывают, что сегодня качественное образование можно получить как в США и Европе, так и в Азии и Австралии. Несмотря на количественный и качественный перевес Запада, успехи азиатских стран в сфере высшего образования также очевидны (см. Япония, Китай, Сингапур).

     Но и в российском образовании создаются серьезные предпосылки, позволяющие надеяться, что в недалеком будущем Россия будет достойно представлена в мировом рейтинге лучших вузов. В соответствии с Приоритетным национальным проектом «Образование» многие вузы России, победившие в конкурсе инновационных образовательных программ, планируют использовать выделенные финансовые средства на создание международных научно-образовательных центров в партнерстве с представителями ведущих зарубежных университетов, привлекать к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам структуры российского бизнеса, инвестиционные и IT-компании.

     Российская научная общественность начинает все больше осознавать, что проведение научных исследований как фундаментального, так и прикладного характера, интеграция науки и образования, должны превратиться  из дополнения к учебному процессу в его необходимый внутренний элемент.[25]  Привлечение студентов к активной научной работе и практическим исследованиям позволит готовить специалистов, конкурентоспособных на рынке труда с выпускниками самых передовых научных и технологических школ мира.

     Европейские государства также проявляют определенную озабоченность по поводу отставания  в международных рейтингах вузов от лидера в этой области – США (в 20 лучших университетов мира по рейтингу «Таймс» вошли всего две европейские страны: Великобритания и Франция, а по рейтингу ARWU – только Великобритания). Именно из осознания того факта, что в Западной Европе наблюдается отставание в развитии научных исследований по сравнению с США* и Японией, особенно в области наукоемкого производства, европейские государства разработали концепцию «Европейского исследовательского пространства: ЕИП» (The European Research Area) и создали институт рамочных программ Европейской Комиссии. Рамочные программы являются основным инструментом ЕС для финансовой поддержки исследований в Европе на государственном уровне.

     В настоящее время действует 7-я рамочная программа (7РП), рассчитанная на срок до 7 лет (2006-2013 гг.)[26]. Особая составляющая программы – более полное и последовательное вовлечение стран СНГ и Восточной Европы в Европейское исследовательское пространство (ЕИП). По мнению руководителей Европейской Комиссии, участие российских ученых внесет неоценимый вклад в реализацию многих европейских проектов 7РП. Подчеркивается важность широкого и содержательного участия российских ученых и специалистов для более полного достижения тех целей, которые сформулированы в концепции ЕИП и заложены в новые инструменты Рамочной программы научных исследований и технологического развития ЕС.

     Для российских вузов и научно-исследовательских институтов это не только значительная финансовая поддержка научных исследований в основных приоритетных проектах, но и доступ к современным базам данных для наилучшего взаимопонимания в едином информационном пространстве, увеличение доли России на мировых рынках наукоемкой продукции и, как следствие, повышение конкурентоспособности специалистов и выпускников вузов.  

 

 

 

 



[1] Всемирный доклад по образованию. Сравнение мировой статистики в области образования. Монреаль,  2006, табл.9

[2] Дэвид Джоббинс. Выход на глобальную арену: точка зрения прессы./Высшее образование в Европе.т.ХХХ,2005, №2.

[3] См. рейтинг «Лучших колледжей Америки» U.S. News & World Reports  <http://www.usnews.com

[4] См. «Справочник по хорошим университетам» газеты «Таймс» Good Universities Guide  http://www.timesonline.co.uk/section/0,,716,00.html ;  Университетский справочник The Guardian University Guide http://education.guardian.co.uk/universityguide/0,10085,488282,00.html  и университетский справочник Sunday Times University Guide на http://www.timesonline.co.uk/section/0,,8403,00.html .

[5] справочник по канадским университетам Macleans Guide to Canadian Universities  http://www.macleans.ca/universities/index.jsp; «Справочник по хорошим университетам» Hobsons Good Universities Guide  http://www.thegoodguides.com.au/, а также составляемый Мельбурнским институтом «Индекс международной репутации университетов Австралии» (Index of the International Standing of Australian Universities)  www.melbourneinstitute.com/ publications/reports/aus_uni/mainpaper.pdf - 22 May 2005.

[6] Гуарино К., Риджуэй Г., Чунь М.,Баддин Р. Анализ латентных переменных: новый подход ранжированию./Высшее образование в Европе.т.ХХХ,№2.

[7]Academic Ranking of World Universities -2006.Methodologies and Problems/ N.C. LIU and CHENG Institute of Higher Education, Shanghai Jiao Tong University, Shanghai 200240, China   http://ed.sjtu.edu.cn/ranking.htm.

[8] Times Higher Education Supplement  http://www.thes.co.uk/

[9] THES - QS World University Rankings – Methodology  http://www.topuniversities.com/university_ranking/article/archive/2006/  

[10] QSQuacquarelli Symonds Ltd.    

[11] Косов В.В.О необходимости превращения высшей школы в главного генератора новшеств. //Модернизация экономики и государство. Материалы 7-й Международной научной конференции. М., ГУ ВШЭ, 2007, с.33.

[16] Подведение итогов научной и научно-инновационной  деятельности высшей школы за 2006 г. и обсуждение задач на 2007 г.) СПбГУ 27 – 28 октября 2006 г. http://www.uni-vologda.ac.ru/nauka/itogi.doc

[17] Федеральная целевая программа развития образования  на 2006-2010 годы. Приложение, табл.3.

[19] Times Higher Education Supplement  http://www.thes.co.uk/

* Гонконг с 1997 года является «Особым административным районом» Китая, обладающим высокой степенью автономии. Статистика по Гонконгу в международных источниках ведется отдельно от Китая.

[20] Джон О’Лири, редактор Приложения к «Таймс», комментирует это различие следующим образом: «Нобелевским премиям и медалям Филдса соответствуют примерно треть баллов в перечне лучших университетов, подготовленном в этом году Шанхайским университетом. Однако почему учитываются только эти награды? И почему эти призы учитываются в пользу тех университетов, где учились их обладатели, нередко даже в прошлом веке? Почему они засчитываются университетам, где лауреаты проводили свои исследования, опять-таки нередко не менее 20 лет назад? Представляется более корректным учитывать награды в пользу тех университетов, где их обладатели трудятся в настоящее время» (OLeary, 2004).

* В настоящее время Приложение по высшему образованию к «Таймс» публикует рейтинги по отдельным предметным областям, таким, как точные науки, технология, биомедицина, социальные науки, искусство и гуманитарные науки.

 

[23] THES - QS World University Rankings 2006 - Top 200 Universities http://www.topuniversities.com/worlduniversityrankings/results/2006/top_200_universities/

 

[25] Кузьминов Я.И. Сформировать аналитические компетенции (ГУ-ВШЭ). // Конкурс высших учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». М., Логос,2006, с.9

* Государственные инвестиции в исследования в Европе составляют около 50% от уровня США, и разрыв продолжает увеличиваться.