Карпенко О.М. ,

кандидат экономический наук;

 вице-президент СГА

Бершадская М.Д.,

кандидат технических наук,

Служба поддержки инновационной деятельности СГА,

                                                               Вознесенская Ю.А.,

кандидат филологических наук,

Служба поддержки инновационной деятельности СГА,

Гадрани Л.А.,

Служба поддержки инновационной деятельности СГА

               

 

Мегауниверситеты как оптимальный путь развития дистанционного образования

 

 

     Новым этапом в развитии высшего образования на рубеже веков стало появление и стремительный рост мегауниверситетов - особой категории высших учебных заведений, которые, по выражению Джона Дэниэла, «являются лучшими образцами глобальной системы обучения»[1]. Формальным признаком мегавуза - количество студентов не менее 100 тысяч человек. Однако само понятие значительно шире, оно включает ряд критериев, из которых главными являются:

-     дистанционные образовательные технологии на основе ИКТ,

-     открытость, доступность образования,

-     гарантия высокого качества обучения при одновременной ориентации на массовое образование,

-     эффективная поддержка студентов.

     По результатам экспертного интервью-анкетирования представителей различных мега-университетов и соответствующего анализа университетских сайтов,[2] стратегии всех мега-университетов ориентированы на общую цель – увеличение количества студентов. Для достижения этой цели необходимо освоение технологий обучения, наиболее эффективных с точки зрения географического охвата и восприятия студентами. "Мы являемся открытыми по отношению к людям, к географическим пространствам, методам и идеям", - это высказывание лорда Кроутера, первого ректора Открытого университета Великобритании, как нельзя лучше отражает суть этой стратегии. Указанной стратегии в полной мере отвечает миссия и цель Современной гуманитарной академии (СГА): образование на месте проживания[3]. На основе анализа практического опыта работы этого вуза его основателями предложено определение распределенного вуза, включающее сущностные критерии принадлежности к мегауниверситетам. В соответствии с этим определением под распределенным вузом следует понимать разновидность высшего учебного заведения, состоящего из базового научно-административного ядра и сети учебных центров, объединенных гибкой системой доставки образовательных ресурсов в места обитания их потребителей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)[4].

При сопоставлении уровня развития дистанционного образования в различных странах представляется целесообразным исходить из сравнительных количественных данных, характеризующих масштаб деятельности мегауниверситетов. Почему именно мегауниверситеты в наибольшей степени характеризуют уровень развития системы дистанционного образования в стране? «Нельзя достичь качественного дистанционного образования путем модернизации традиционной технологии» - таково убеждение основателя и ректора российского мегауниверситета М.П.Карпенко. Созданный им «распределенный вуз» – Современная гуманитарная академии (СГА) – по последним данным «Википедии» (2007 г.)[5] входит в число 45 самых крупных вузов мира, занимая 35-ое место по числу студентов. При этом, по количеству учебных центров, распределенных по всей территории России, включая отдаленные районы и сельские местности, СГА занимает 5-ое место в мире, уступая только крупнейшим мегавузам Китая, Индии и Бангладеш. Последовательность создания такого вуза новой формации М.П.Карпенко определяет следующим образом: новая технология обучения ® новая дидактика обучения ® новое материальное воплощений вуза (распределенная формация).

     С целью сопоставления степени развития дистанционного образования в различных странах в данной работе рассмотрены следующие группы вузов:

  1. мегауниверситеты с количеством студентов более 400 тыс.,
  2. мегауниверситеты с количеством студентов от 100 до 400 тыс.,
  3. вузы дистанционного образования с количеством студентов не менее 5 тыс., выполняющие для небольших стран роль мегауниверситетов,

4.      вузы с количеством студентов свыше 100 тыс., сочетающие традиционную образовательную технологию с элементами дистанционной системы. 

     Собраны сведения о 24 мегауниверситетах, работающих по дистанционной технологии. Из 17 стран, в которых они расположены, по данным 2006/07 г., менее половины относятся к экономически развитым странам. В мире всего 8 мегауниверситетов с количеством студентов более 400 тыс. чел. (первая группа); все они находятся в развивающихся странах. Наибольшее количество студентов в мегавузах Китая, Индии, Турции (более 1 млн.). В группе стран с менее крупными мегавузами (от 100 до 400 тыс. студентов – вторая группа) выделяются США; европейских стран всего три – Великобритания, Испания, Россия; приблизительно на том же уровне - Южная Африка, Корея, Иран. Несколько меньшее количество студентов в мегавузах Франции, Канады, Японии. В третьей группе 9 вузов Германии, Канады (2), Израиля Нидерландов, Гонконга, Португалии и США (2). В четвертую группу входят университеты из перечня 45 крупнейших вузов мира с количеством студентов более 100 тыс., сочетающие элементы традиционной и дистанционной систем обучения. По количеству студентов и масштабам использования ИКТ их можно отнести к числу мегавузов. Однако в связи с трудностями количественной оценки их роли в развитии дистанционного образования в данном случае можно говорить лишь о потенциальных возможностях организации дистанционного образовательного процесса.

     В табл.1 приведены количественные характеристики степени развития системы высшего дистанционного образования в странах мира:

Таблица 1

Уровень развития дистанционного образования в различных странах

 

Страна

Количество

мегавузов

Общее количество студентов тыс. чел.

Доля студентов

мегавузов в численности студентов страны, %

в стране (2005[6])

в мегавузах

Китай

2

21336

2401

11,2

Индия

5

11777

2352

 20

Турция

1

2106

1050

19,2

Бангладеш

1

912

709

77,7

Таиланд

2

2359

706

29,9

США

2

17272

541    

3,1   

Пакистан

1

783

456

58,2

Индонезия

1

                    3640

400

11,0

Франция

1

2187

120

5,5

Япония

1

4038

250

6,2

Корея

1

3225

211

6,5

Великобритания

1

2287

204

8,9

Южная Африка

1

735

250

34

Россия

1

                    9019

183

2,0

Иран

1

2126

183

8,6

Испания

1

1809

180

9,9

Канада

1

1193*

100…

     8,4

 В мире                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

24

132000*

10296

7,8

 

     Данные табл. 1, и построенные на их основе диаграммы, подтверждают прогнозы, содержащиеся в ряде публикаций последних лет, и свидетельствуют о следующих важных тенденциях развития высшего образования в XXI веке:

     1) Дистанционное образование уже сейчас достигло больших масштабов: в одних только мегавузах обучается более 10 млн. студентов - около 8% от общемировой численности (рис.1);

     2) Стремительное развитие дистанционного образования в значительной степени связано с возникновением и развитием мегауниверситетов – крупных вузов дистанционного обучения, образовательная технология которых изначально нацелена на обеспечение качественного образования на месте проживания. Большая часть из них возникла во второй половине прошлого века и за сравнительно короткий срок обеспечила значительный прирост в общемировой численности студентов (рис.1).

Рис.1 Процент студентов мегауниверситетов в общемировой численности студентов

 

     3) Лидирующие позиции в развитии дистанционного образования занимают развивающиеся страны - 15 мегавузов из 24 с общим количеством студентов 8,5 миллионов – рис.2 и 3.

Рис.2  Соотношение числа мегавузов экономически развитых и развивающихся стран.

Рис.3  Соотношение числа студентов мегавузов экономически развитых и развивающихся стран.

     4) Очевидна особая роль Индии и Китая в развитии дистанционного образования, в частности, в развитии мегауниверситетов – рис.1,4. В этих двух странах обучается 46,2% студентов всех мегавузов мира (Индия - 5 мегавузов, 2352 тыс. студентов; Китай - 2 мегавуза, 2401 тыс. студентов). В будущем эта роль Индии и Китая будет усиливаться в связи с огромным спросом на высшее образование, обусловленным требованиями информационного общества в сочетании с демографическими факторами.

а)

б)

Рис.4 Количество мегаунивузов (а) и численности студентов мегавузов (б) в странах мира.

 

     5)  Общемировые тенденции развития высшего образования в XXI веке будут определяться не столько экономически развитыми странами, сколько странами с наиболее крупными системами высшего образования. Поскольку Индия и Китай уверенно лидируют по количеству студентов, избранные ими модели обучения, очевидно, будут определять экономические и технологические изменения системы высшего образования в глобальном масштабе. Такого мнения придерживается, в частности Дж.Дэниэл и другие ведущие представители возглавляемого им Содружества Обучения (Commonwealth of Learning-COL), созданного странами Британского Содружества для помощи развивающимся странам в расширении доступа к образованию за счет использования новых технологий[7].

     6) В странах Азии и в Южной Африке значительная часть студентов обучается в мегауниверситетах: в Бангладеш – около 80% студентов страны, в Пакистане – около 60%, в Таиланде и Южной Африке – около 30% (рис.4). В дальнейшем эта тенденция будет усиливаться, поскольку традиционная образовательная система не в состоянии справиться с тем огромным спросом на высшее образование, которое ожидается в развивающихся странах в ближайшем будущем

         Рис.5  Процент студентов мегауниверситетов и крупных вузов дистанционного образования в общей численности студентов страны.

       1 – Бангладеш, 2 – Пакистан, 3 – Таиланд, 4 – Южная Африка, 5 – Индия, 6 – Турция, 7 – Канада, 8 – Китай, 9 – Индонезия, 10 – Израиль, 11 – Испания, 12 – Великобритания, 13 – Иран.  14 – Корея, 15 – Япония, 16 - Франция, 17 – Мексика, 18 – США, 19 – Нидерланды, 20 – Германия, 21 – Португалия, 22 – Россия,

23 – в мире.

       Таким образом, дистанционное образование, ставшее очевидной реальностью в современном мире будет развиваться самыми стремительными темпами, ибо только за счет экономических и технологических преимуществ этой модели может быть удовлетворен огромный спрос на высшее образование, ожидаемый в развивающихся странах в ближайшем будущем.

 



[1] Джон Дэниэл. Инструменты познания (Knowledge Media) для мировых университетов - увеличение масштабов действия новой методологии в Открытом Университете или реальны ли виртуальные университеты? Семинар директоров по вопросам информатики и вычислительной техники. Сноумас Вилидж, штат Колорадо. 10 августа 1998 г.  http://www.gdenet.ru/bibl/menegment/system/1.2.html

[2] О.М.Карпенко, И.А.Крутий, Д.С.Зуева. Специфика мегауниверситетов как современной образовательной инфраструктуры.//СоцИс.2007.№10, с.80-85.

[3] Живые страницы истории Современной гуманитарной академии, изд-во СГУ, 2007, 398 с.

[4] О.М.Карпенко. Управление распределенным вузом: структурно-функциональный и кадровый аспекты/ Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, М, 2006.

[6] Институт статистики ЮНЕСКО: http://stats.uis.unesco.org/unesco/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=175 - 2007.

* данные ЮНЕСКО за 2004 год – Всемирный доклад по образованию 2006.

** данные ЮНЕСКО за 2003год – Всемирный доклад по образованию 2005.

                         

[7] John Daniel – президент и генеральный директор Содружества Обучения, Asha Kanwar, – вице-президент Содружества Обучения, Stamenka Uvalić-Trumbić – глава отдела реформ, инноваций и обеспечения качества высшего образования в штаб квартире ЮНЕСКО в Париже.