Карпенко О.М. ,

кандидат экономический наук;

 вице-президент СГА

Бершадская М.Д.,

кандидат технических наук,

Служба поддержки инновационной деятельности СГА,

                                                               Вознесенская Ю.А.,

кандидат филологических наук,

Служба поддержки инновационной деятельности СГА.

 

 

 

Роль веб-сайта в комплексной характеристике вуза: реультаты международного рейтинга

 

     Рейтинги высших учебных заведений составляют одну из наиболее актуальных и важных областей социологии образования, так как непосредственно связаны с оценкой комплексной характеристики вуза, основанной на общественном признании уровня учебной и научной работы, компетентности преподавательского состава, наличии современных технологий обучения и, как следствие, с измерением качества предоставляемого образования.

     В последние годы международные рейтинги вузов уже стали привычным явлением в сфере образования. Ежегодно публикуются результаты двух наиболее признанных институциональных рейтингов: академического рейтинга университетов мира (ARWU), разработанного Шанхайским университетом, и международного рейтинга «Приложения по высшему образованию к газете «Times». Вузы мира по этим рейтингам в основном ранжированы в соответствии с их академическими и исследовательскими характеристиками.[1]

    Одновременно появляется и принципиально иной в плане методологии рейтинг университетов, который проводится исследовательской группой из Испании "Laboratorio de Internet"[2], занимающейся изучением образовательной и научной деятельности в сети Интернет. Это рейтинг на основе анализа веб-сайтов вузов (Webometrics Ranking of World Universities)[3]. Некоторые исследователи считают его менее значимым по сравнению с академическими рейтингами, тем не менее, как будет показано ниже, он представляется достаточно интересным и важным по многим причинам.

 

Методологические основы.

      В основе рейтинга лежат четыре критерия, учитывающие только веб-данные основного домена вуза. Каждый из критериев имеет определенный весовой коэффициент, учитывающий значимость соответствующих ему индикаторов.

  1. Размер сайта (size - S) – общее число страниц на сайте, вычисляемое по данным четырех поисковых систем - Google, Yahoo, MSN и Exalead (вес - 25%). 

Качественная и подробная информация на сайте, дающая полное описание структуры и деятельности университета, привлекает как студентов, так и ученых из разных стран.

  1. Визуальность/ цитируемость (visibility - V) - число уникальных гипертекстовых ссылок на сайт с других ресурсов, полученное с помощью систем Yahoo, MSN и Exalead, что дает представление о значимости и качестве  опубликованных на сайте материалов (вес - 50%).

Число внешних ссылок, полученных сайтом, показывает, насколько университет интересен людям со стороны, является оценкой заметности сайта, а, следовательно, и авторитетности цитируемых с него материалов.  

  1. Богатые файлы/файлы с данными (rich files - R) – количество файлов публикаций научных работ и результатов исследований, архивированных с помощью  Adobe Acrobat (.pdf), Adobe PostScript (.ps), Microsoft Word (.doc) and Microsoft Powerpoint (.ppt) (вес - 12,5%).

Считается, что эти форматы чаще всего используются для публикации научных работ и представления результатов исследований. Большое число подобных файлов говорит о том, что на сайте представлены не только административные отчеты и служебные материалы. Файлы  в форматах PostScript and Powerpoint однозначно указывают на наличие  научных публикаций и, соответственно, являются показателем научной деятельности вуза.

4.      Число научных публикаций, которые собираются из базы данных Google Scholar     

      Sc (вес - 12,5%).

     Данные по каждому критерию собираются одновременно в течение одной недели, двумя последовательными циклами (раундами), при этом из двух отбирается более высокий результат. Результаты по каждому критерию определяются следующим образом: наивысшие значения по каждой поисковой системе приравниваются к 1, затем исключаются максимальные и минимальные значения, после чего каждый вуз ранжируется по сумме результатов. Все четыре критерия суммируются с учетом весовых коэффициентов по формуле:

4*RankV+2*RankS+1*RankR+1*RankSc

     По сравнению с показателями других рейтингов, отражающих отдельные (релевантные) характеристики университета, веб-индикаторы сайта дают более полное представление о вузе. Помимо научной и педагогической деятельности на сайте отражены и другие виды работ преподавателей, исследователей и студентов вуза, например количество полученных патентов, участие в работе различных правительственных консультативных органов, общественных организаций и т.д. Как правило, дается подробная информация о предлагаемых курсах повышения квалификации, составляющих важную часть учебной работы вуза и др. А самое главное, интернет-сайт предоставляет широкие возможности для неформального общения между учеными и формирования новых связей в научном сообществе.

     Авторы проекта считают, что наличие у вуза собственного сайта позволяет также упростить процесс публикации научных работ преподавателями и исследователями по сравнению с печатными работами и дает тем самым представление о направлениях их профессиональной деятельности. Общеизвестно, что онлайновые публикации гораздо дешевле публикаций на бумажных носителях и имеют более широкую потенциальную аудиторию, Это повышает доступ к публикациям и разработкам вуза научным, коммерческим, политическим и культурным организациям как внутри страны, так и за рубежом.

     Если оценка веб-сайта ниже ожидаемой позиции, занимаемой вузом по академическим показателям (например, по результатам национального и международных рейтингов), то администрации, очевидно, следует пересмотреть политику представления вуза в интернете (веб-политику) и содействовать усилению веб-активности вуза, в частности  путем  увеличения объема и качества электронных публикаций. 

     Очевидно, что в ближайшем будущем информация в Интернете о научных исследованиях будет таким же важным показателем для оценки научной деятельности вуза, как библиографические данные и информация о публикациях в научных журналах. В целом для абитуриентов показатели вузовского веб-сайта вряд ли могут иметь большое значение. Хотя среди определенной части молодежи они могут оказать некоторое влияние на выбор вуза, поскольку лидирующие позиции в данном рейтинге означают, что руководство вуза поощряет использование новых технологий и имеет ресурсы для их практической реализации.

     При организации веб-сайта необходимо учитывать, что в современном мире английский язык является «лингва франка» (языком общения) для научной среды и подавляющей части интернет-пользователей, поэтому вузы и научные центры, публикующие свои материалы только на родном языке, имеют сайты с более низкой цитируемостью по сравнению с сайтами, использующими два и более языков. 

     Отбор вузов основан на использовании международных и национальных источников информации, представленных в табл.1.

 

 

Таблица 1

Международные и национальные источники для отбора вузов

Университеты мира (Universities Worldwide)

  univ.cc

Все университеты мира (All Universities around the World)

  www.bulter.nl/universities/

Индекс университетов мира (Braintrack University Index)

  http://www.braintrack.com/

 Университеты Канады (Canadian Universities)

  http://www.uwaterloo.ca/canu/

Университеты Великобритании (UK Universities)

  http://www.scit.wlv.ac.uk/ukinfo/

Университеты США (US Universities)

  http://www.utexas.edu/world/univ/state/

 

    При ранжировании анализируется только основной домен (веб-сайт) вуза или научного центра. Рассмотриваются все учебные заведения, дающие высшее образование (не только университеты). Приблизительно 5-10% вузов не имеют собственного домена, в основном это вузы развивающихся стран.

 

Масштаб исследований в анализе "Вебометрикс"

     По сравнению с другими рейтингам ранжирование на основе анализа веб-сайтов охватывает значительно большее число университетов и научных центров во всех  странах мира. Основной задачей "Вебометрикс" являлось ранжирование максимально большого числа вузов, в идеале – всех вузов мира.

     Анализ 13 тысяч вузов позволил составить рейтинг веб-сайтов более 4 тысяч высших учебных заведений и научных центров, охватив, таким образом, практически все регионы мира. Сравнение с рейтингами «ARWU» и «Times» по количественному охвату университетов представлено в табл. 1.

Таблица 1

Охват университетов мира в рейтинге Webometrics в сопоставлении с другими международными рейтингами

Рейтинг

Количество университетов

Рассмотренные университеты

Ранжированные университеты

Рейтинг Webometrics

13 000

4000+

Рейтинг ARWU

2 000

500

Рейтинг Times

520+

200

Источники: Webometrics Ranking of World Universities.2007.

                     http://www.webometrics.info/about_rank.html

 

 

 

     Географический охват регионов в анализе "Вебометрикс"представлен в табл. 2.

Таблица 2

Географический охват регионов в анализе «Вебометрикс»[4]

 

 

Регион

 

Количество стран

 

Количество вузов

Африка

47

514

Азия

45

в том числе                Япония

                                      Китай

                                   Тайвань

               3457

                  579

                  897

                    88

Океания

 

8

в том числе           Австралия

                   98

                     53

Европа

52

в том числе            Германия

                    Великобритания

                                  Франция

                                     Россия

3966

   371

   226

   576

   145

Латинская Америка

33

в том числе               Бразилия

2796

 1591

Северная Америка

6

в том числе                  США

                                    Канада

2195

 1996

   195

Весь мир

191

13043

Источник: Webometrics Ranking of World Universities.2007.

                     http://www.webometrics.info/about_rank.html

 

 

Лидеры рейтинга.

     Распределение лучших университетов мира по регионам показано на рис. 1. Как видим, большая часть из первой и второй сотни университетов расположена в Северной Америке. Количественное превосходство над европейскими университетами характеризуется коэффициентом 3,8 в первой сотне, в первых двух сотнях этот коэффициент уменьшается до 1,8, а среди 500 и 1000 лучших вузов Северная Америка и Европа занимают приблизительно одинаковые позиции (соответствующие коэффициенты 0,98и 1,05 соответственно).

 

Top 1000 by Continent

 

Рис.1 Количественное распределение лучших университетов мира по регионам[5]

Top 100 – из первых 100 вузов, Top 200 – из первых 200 вузов, Top 500 – из первых 500 вузов, Top 1000 – из первой тысячи.

     Распределение по странам вузов, входящих в сотню лучших, показано на рис. 2а. Оно мало отличается от соответствующих данных рейтингов «ARWU» и «Times». Лучшие университеты мира не только имеют высокие академические показатели, но и их сайты прекрасно отражают эти данные, показывая высокие результаты по всем четырем критериям, заложенным в «Вебометрикс».

     Как и в других рейтингах, в «Вебометрикс» лидируют США с большим отрывом от других стран. Здесь находятся 53% из 100 лучших университетов мира (в рейтингах «ARWU» и «Times» 54% и 37% соответственно[6]). Среди европейских стран выделяются Германия (10% вузов первой сотни - второе место после США), Великобритания (6% - третье место после Канады) и Нидерланды (4% - четвертое место в мире, третье в Европе).

     По количеству вузов в первой тысяче (рис. 2б) лидирующую позицию по-прежнему занимают Соединенные Штаты. Но их превосходство уже существенно меньше, чем в первой сотне (41%), главным образом, за счет значительного увеличения количества стран, вузы которых вошли  в число лучших. Суммарная доля стран, занявших места после 12-го увеличилась от 5% в первой сотне до 20% в первой тысяче. В число этих 20% вошла и Россия (пять вузов - 0,5%).    

Top 100 by Countryа) первая сотня

 

 

 

 

Top 1000 by Countryб) первая тысяча

 

Рис.2  Распределение по странам лучших вузов мира – июль 2007[7]

 

 

     В табл. 3 представлены университеты, занимающие первые 20 мест в рейтинге «Вебометрикс» (июль 2007г.), с указанием мест по каждому из четырех индикаторов. Все вузы первой двадцатки находятся в США.

Таблица 3

Двадцать лучших вузов в рейтинге «Вебометрикс"

 

 

 

 

Место по каждому критерию

 

Место в рейтинге

Университет

Страна

 Размер

Цитируемость

Файлы с данными

Публикации

 

 

 

 

 

 

1

  STANFORD UNIVERSITY

Flag of us

4

1

1

10


2

  MASSACHUSETTS INSTITUTE OF TECHNOLOGY

Flag of us

5

2

3

9


3

  UNIVERSITY OF CALIFORNIA BERKELEY

Flag of us

2

3

2

17


4

  HARVARD UNIVERSITY

Flag of us

3

4

19

1


5

  PENNSYLVANIA STATE UNIVERSITY

Flag of us

1

6

11

8


6

  UNIVERSITY OF MICHIGAN

Flag of us

6

7

15

13


7

  CORNELL UNIVERSITY

Flag of us

8

5

4

34


8

  UNIVERSITY OF WISCONSIN MADISON

Flag of us

7

11

8

23


9

  UNIVERSITY OF TEXAS AUSTIN

Flag of us

10

9

10

28


10

  UNIVERSITY OF WASHINGTON

Flag of us

11

12

6

53


11

  UNIVERSITY OF ILLINOIS URBANA CHAMPAIGN

Flag of us

33

8

5

29


12

  UNIVERSITY OF MINNESOTA

Flag of us

14

17

7

38


13

  CARNEGIE MELLON UNIVERSITY

Flag of us

9

24

9

30


14

  UNIVERSITY OF CHICAGO

Flag of us

23

14

60

4


15

  COLUMBIA UNIVERSITY NEW YORK

Flag of us

32

15

31

26


16

  TEXAS A&M UNIVERSITY

Flag of us

15

29

12

33


17

  UNIVERSITY OF PENNSYLVANIA

Flag of us

57

10

34

14


18

  VIRGINIA POLYTECHNIC INSTITUTE AND STATE UNIVERSITY

Flag of us

18

30

45

26


19

  UNIVERSITY OF ARIZONA

Flag of us

31

26

23

46


20

  UNIVERSITY OF CALIFORNIA LOS ANGELES

Flag of us

42

20

29

59


 

 

     Говоря о странах-лидерах, следует отметить 20 стран, выделенных в публикациях «Вебометрикс» 2007[8] (табл.4) на основе ранжирования вузов, занявших первые 10 и 5 мест внутри каждой страны. Место страны определяется в данном случае суммой показателей ее лучших10 и 5 вузов.

 

Таблица 4

Страны-лидеры по сумме показателей лучших вузов страны

 

Рейтинг 4000

Места по сумме показателей 10 и 5 лучших вузов страны

10 лучших вузов

5 лучших вузов

США

1

1

Канада

2

2

Великобритания

3

3

Германия

4

4

Нидерланды

5

7

Австралия

6

6

Швеция

7

5

Япония

8

9

Испания

9

10

Италия

10

13

Швейцария

11

8

Франция

12

16

Тайвань

13

15

Финляндия

14

11

Китай

15

22

Бразилия

16

20

Норвегия

17

14

Чехия

18

19

Австрия

19

12

Дания

20

21

 

 

     Распределение по странам 5000 вузовских веб-сайтов, отобранных из 13000. Наряду с наиболее высокими показателями веб-сайтов (первые 20, 100, 200 вузов и т.д.) представляется важным сопоставить общее количество национальных вузов, вошедших в число лучших 5000. Такое сопоставление позволяет судить о национальной системе высшего образования не по отдельным вузам-лидерам, а в целом, по всей совокупности

входящих в нее учебных заведений. Оно отражает и масштабность системы, и ее готовность к восприятию новых информационных технологий.

     Отсюда вытекает еще один аспект лидерства стран в рейтинге «Вебометрикс», отличающийся от рассмотренных выше аспектов выделением стран с наибольшим количеством вузов, вошедших в число 5000. В качестве критерия отбора лидирующих стран мы приняли наличие в стране не менее100 вузов из числа 5000. Оказалось, что из 191 страны всего 10 соответствуют этому критерию. Эти 10 стран представлены на рис. 3. В их число вошла Россия (145 вузов - 7 место).

 

 

 

             Рис. 3. Первые десять стран по количеству вузов, входящих в рейтинг 5000

 

     В странах, представленных на рис. 3, суммарное количество вузов, входящих в 5000, составляет 3425 (около 70% от 5000). Лидируют США, как и прежде, с очень большим отрывом от других стран (1578 вузов – почти 32% от 5000). Среди стран, следующих за США, имеет место перестановка и даже смена лидеров. Второе место после США занимает Китай (396 вузов – 8% от 5000), третье – Япония (322 вуза – 6%), четвертое – Франция (241 вуз – 5%). Ни одна из этих трех стран не входит в десятку лидеров по числу вузов из первой сотни (рис. 2а). По показателям лучших вузов страны (табл.4) в первую десятку стран вошла только Япония (8-9места). В то же время отходят на второй план Германия, Канада, Великобритания, занимавшие три следующих места после США как по числу вузов из первой сотни (рис.2а), так и по показателям лучших вузов страны (табл.4). Они отодвигаются на 5,6,8 места (214, 164 и 138 вузов соответственно, что составляет от 3 до 4% от 5000). Высокие результаты (7 место) показала Россия, впервые выступающая в роли лидера (145 вузов –3% от 5000). К числу новых лидеров могут быть отнесены Бразилия (9 место,126 вуз – 2,5%), отмечавшаяся в числе 20 стран, и Корея (10 место,101 вуз - 2%).

 

Российские вузы в рейтинге «Вебометрикс»

 

     «Вебометрикс» публикует результаты рейтинга как по отдельным регионам, так и по каждой стране в отдельности. Рейтинг российских вузов возглавляет МГУ им. Ломоносова (43-е место в Европе и 150-е в мире), далее с заметным отрывом от МГУ следуют МФТИ, Новосибирский государственный ун-т, СПбГУ, ВШЭ-ГУ, входящие в первую тысячу общемирового рейтинга приблизительно на одном уровне (799-е, 815-е, 900-е и 935-е места).

     В табл.5 показано распределение 145 российских вузов в зависимости от результатов рейтинга. Как видим, в 2000 лучших вузов мира входят не только столичные университеты, но и вузы из самых разных регионов страны. Наряду с московскими и санкт-петербургскими университетами (7 и 2 соответственно) в 24 лучших вузов России вошли университеты Сибири (5), Поволжья (4, в т.ч. Татарстан, Удмуртия), Урала (3), центральных районов(1).

    В этом контексте важно подчеркнуть, что равномерность распределения вузов, признанных по тем или иным показателям в мировом образовательном сообществе, чрезвычайно актуальна для развития российской системы высшего образования, особенно с учетом проблем транснационального образования. При рассмотрении результатов всех 145 вузов (рейтинг 5000) можно видеть, что по сравнению с результатами 24 вузов (рейтинг 2000) имеет место некоторое выравнивание результатов по регионам – рис. 4 (Центральный и Северо-Западный федеральные округа показаны без учета Москвы и Санкт-Петербурга). Следует отметить заметное отставание Дальневосточного федерального округа, хотя именно для этого региона усиление веб-политики вузов представляется особенно важным.

Рис.4 Распределение 145 лучших российских вузов по регионам

 

Таблица 5

Российские вузы в рейтинге «Вебометрикс»

 

Первые две тысячи

24 вуза

Третья тысяча

31 вуз

Четвертая тысяча

35вузов

 

Первая тысяча

5 вузов

 

1. МГУ им. М.В. Ломоносова (150)

 

2 Московский физико-технический институт /МФТИ/ (799)

 

3 Новосибирский гос. ун-т (815)

 

4. СПбГУ (900)

 

5. . Высшая школа экономики-Гос.ун-т /ВШЭ-ГУ/ (935)

 

Вторая тысяча

19 вузов

 

6.Томский гос. ун-т (1076)

 

7.Казанский гос. ун-т (1268)

 

8.Алтайский гос. ун-т (1347)

 

9.Красноярский гос. ун-т (1359)

 

10.Уральский гос. ун-т (1387)

 

11.МГТУ им. Баумана (1437)

 

12.Санкт-петербургский гос. ун-т информац. технологий, механики и оптики (1448)

 

13. Московский инженерно-физический ин-т /МИФИ /(1539)

 

14.Оренбургский гос. ун-т (1573)

 

15 РУДН (1632)

 

16.Пермский гос. ун-т (1734)

 

17.Нижегородский гос. ун-т (1738)

 

18.Тамбовский гос. ун-т (1773)

 

19.Томский политехнический

ун-т (1810)

 

20.Российский гос. гуманитарный

ун-т (1824)

 

21.Саратовский гос. ун-т (1921)

 

22.Иркутский гос. ун-т (1926)

 

23.Новосибирский гос

технический ун-т (1930)

 

24.Удмурдский гос. ун-т (1964)

 

 

25. Петропаловский гос. ун-т (2001)

26. МАИ (2043)

27. Кемеровский гос. ун-т (2064)

28Дальневосточный  гос. ун-т (2071)

29. Российская экономическая школа (2152)

30.Южно-Уральский гос. ун-т /Челябинск/ (2186)

31. МГИМО (2189)

33. Воронежский гос. ун-т (2197)

34. МЭСИ (2211)

35. Северо-кавказский гос. технический ун-т (2311) /г.Ставрополь/

36. Таганрогский  технологический институт южного федерального ун-та(2390)

37. Башкирский гос. ун-т (2391

38Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации (2496)

39. Российская экономическая академия им. Плеханова (2637)

40. Пензенский гос. ун-т (2645)

41. Владивостокский гос. ун-т экономики и сервиса (2673)

42. Самарский гос. ун-т (2696)

43. Московский гос. ин-т электроники и математикиМИЭМ (2728)

44. Казанский гос. технологическийун-т (2743)

45. Казанский гос. технический ун-т (2749)

46. Уральский гос.технический ун-т (2755)

47. Московская высшая школа социальных и экономических наук (2764)

48. Самарский гос. педагогический ун-т (2778)

49. Ульяновский гос. технический ун-т (2818)

50. Волгоградский гос. ун-т (2823)

51. Дагестанский гос. ун-т (2837)

52. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники  (2866)

53. Тихоокеанский государственный университет  (2878)

54.Гос.рос. педагогич. ун-т им.Герцена (2900)

55. Ярославский гос. ун-т (2943)

56Санкт-Петербургский гос. ун-т телекоммуникаций  (3024)

57. Российская академия гос. службы при Президенте РФ(3045)

58. Санкт-петербургский гос. ун-т  экономики и финансов (3068)

59. Мурманский гос. технический ун-т (3077)

60. Московский Энергетический Институт (3086)

61. Кубанский гос. ун-т (3087)

62. Международный независимый эколого-политологическийун-т (3164)

63. Тюменский гос. ун-т (3183)

64. Московский гос.индустриальный ун-т (3197)

65. Белгородский гос. ун-т (3221)

66. Поморский гос. ун-т (3231)

67. Московский гос. ун-т СТАНКИН (3254)

68. Российский гос. ун-т нефти и газа им. Губкина (3285)

69. Якутский гос. ун-т (3339)

70. Российский гос. ун-т им. И.Канта - Калининград(3343)

71. Астраханский гос. ун-т (3354)

72. Московский гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики /МИРЭА/ (3372)

73Европейский ун-т в Санкт-Петербурге3374)

74. Ивановский гос. энергетический ун-т (3437)

75.Государственный университет управления (3458)

76. Санкт-Петербургский гос. ун-т аэрокосмического приборостроения. (3460)

77. Ярославский гос. Педагогический

 ун-т (3531)

78. Современный гуманитарный университет (3545)

79 Бурятский гос. ун-т (3616)

80.Ижевский гос. технический ун-т (3641)

81 Барнаульский  гос. педагогический ун-т (3642)

82. Московский гос. ун-т стали и сплавов (3659)

83. Вологодский гос. технический ун-т (3671)

84. Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (3695)

85. Санкт-петербургский гос. электротехнический ун-т (3705)

86. Ульяновский гос. ун-т (3767)

87. Смоленский гуманитарный. ун-т (3844)

88. Омский гос. ун-т (3907)

89. Самарский гос. аэрокосмический ун-т им.С.П.Королева (3934)

90. Московская международная высшей школа бизнеса (3995)

     Показатели веб-сайтов 20 лучших вузов России представлены в табл. 6. Эти данные, могут служить ориентиром при определении веб-политики российских вузов. В этом контексте представляет особый интерес сопоставление с соответствующими характеристиками лучших американских вузов, занимающих первые 20 мест в мире, (табл.3). Разработка общих практических рекомендаций на основе такого анализа представляется чрезвычайно актуальной для развития российских вузов.

Таблица 6

Основные характеристики веб-сайтов лучших вузов России (первые 20)

 

 

 

Показатели по каждому критерию

 

 

Место в рейтинге

Университет

 

 Размер

 Цитируемость

Файлы с данными

Публикации

 

 

 

 

 

 

150

 МГУ им. М.В. Ломоносова

 

289

87

323

183


799

 Московский физико-технический институт /МФТИ/

 

857

741

1,507

1,145


815

Новосибирский гос.университет

 

865

925

949

1,133


900

 Санкт-Петербургский гос. университет

 

999

1,162

656

914


935

 Высшая школа экономики - Гос.ун-т /ВШЭ-ГУ/

 

1,441

982

1,020

702


1076

  Томский гос. университет

 

1,158

1,403

1,324

602


1268

  Казанский гос.университет

 

1,546

1,754

912

441


1347

  Алтайский гос.университет (г.Барнаул)

 

2,026

1,619

1,072

725


1359

Красноярский гос.университет

 

957

1,948

2,302

428


1387

  Уральский гос.университет (г.Екатеринбург)

 

1,814

1,826

1,358

375


1437

 Московский гос.технический ун-т им. Баумана

 

1,030

1,726

2,696

1,465


1448

 Санкт-Петербургский гос. ун-т информац. технологий, механики и оптики

 

1,252

2,158

1,083

994


1539

 Московский инженерно-физический ин-т /МИФИ/

 

1,925

2,025

1,405

724


1573

  Оренбургский гос.университет

 

3,821

1,019

2,113

545


1632

  Российский ун-т дружбы народов /РУДН/ Москва

 

4,194

343

3,243

1,924


1734

  Пермский гос.университет

 

2,146

1,705

3,592

1,056


1738

  Нижегородский гос. университет

 

858

3,000

1,772

309


1773

  Тамбовский гос.технический университет

 

2,012

2,319

1,734

1,063


1810

  Томский гос. политехнический  университет

 

1,761

2,357

1,821

1,639


1824

Российский гос.гуманитарний университет (Москва)

 

1,255

2,106

3,310

2,283

    Основные выводы по результатам участия России в рейтинге «Вебометрикс» 2007 заключаются в следующем:

·      Россию впервые можно причислить к числу лидирующих стран в международном рейтинге университетов: 7 место по количеству вузов, входящих в число 5000 лучших вузов мира, - показателю, характеризующему готовность системы высшего образования к использованию информационных технологий в широких масштабах;

·      145 лучших российских вузов распределены по всем основным регионам России, что особенно важно для обмена информацией и межрегионального общения в условиях нашей огромной страны;

·      Для улучшения позиции России в рейтинге «Вебометрикс» 2008 необходима разработка практических рекомендаций по организации вузовского веб-сайта на основе сравнительного анализа показателей лучших веб-сайтов России и других стран.

                      

***

     В заключение представляется важным подчеркнуть актуальность и практическую ценность результатов рейтинга «Вебометрикс», особенно для стран с большой территорией, к которым относится Россия. Подробная информация по всем индикаторам рейтинга и показателям веб-сайтов всех вузов-участников обеспечивает возможность относительно быстрого развития на основе анализа результатов (в отличие от рейтингов ARWU и«Times», в которых о существенном улучшении позиций может идти речь лишь в отдаленной перспективе).

     Разработка практических рекомендаций по организации вузовского веб-сайта позволит

вузам

 

Список литературы

 

1. О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. Ю.А. Вознесенская. Международные рейтинги

    университетов как показатель качества высшего образования» //Инновации в   

    образовании. 2007.№6;с.29-42;      

2. О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. Ю.А. Вознесенская. Международные рейтинги

    университетов: результаты и перспективы» // Социология образования.2007.№12, с.49- 

    62.

3. Laboratorio de Internet http://internetlab.cindoc.csic.es/

4.Webometrics Ranking of World Universities.2007.  http://www.webometrics.info/index.html

5. Webometrics Ranking of World   Universities.2007      

   http://www.webometrics.info/rank_by_country_select.asp

 

 

 

 

 

 



[1] О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. Ю.А. Вознесенская. Международные рейтинги университетов как показатель качества высшего образования» //Инновации в образовании. 2007.№6;с.29-42;      

О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. Ю.А. Вознесенская. Международные рейтинги университетов: результаты и перспективы» // Социология образования.2007.№12, с.49-62.

[2]  InternetLab .http://internetlab.cindoc.csic.es/

[3]  Webometrics Ranking of World Universities.2007.  http://www.webometrics.info/index.html

[4] Webometrics Ranking of World Universities.2007. http://www.webometrics.info/about_rank.html

[5] Диаграмма из материалов по данным проекта «Webometrics Ranking of World Universities» 2007. http://www.webometrics.info/about_rank.html

[6] О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. Ю.А. Вознесенская. Международные рейтинги университетов: результаты и перспективы» // Социология образования.2007.№12, с.49-62.

 

[7] Диаграммы из материалов проекта «Webometrics Ranking of World Universities» 2007. http://www.webometrics.info/about_rank.html

[8] http://www.webometrics.info/rank_by_country_select.asp