И.Э. Смирнова

 

Исследование трудностей в обучении студентов СГА

 

В условиях информационно-спутниковой образовательной технологии (ИСОТ) СГА с учетом специфики дистанционного образования (к средствам и формам обучения которого многие современные абитуриенты все-таки оказываются не готовы или готовы не вполне)  представляется важным выявление наиболее часто встречающихся трудностей в обучении.

Такое исследование было проведено сотрудниками Института психологии СГА совместно со специалистами Учебного департамента (УД) СГА в марте–июне 2005 г. В ходе проведенного констатирующего эксперимента впервые исследовались учебные затруднения, возникающие в процессе обучения по технологии СГА. Результаты исследования были важны для понимания причин отставания и неудач в учебе, для корректирования учебного процесса. Они могут быть использованы различными структурными подразделениями СГА, занимающимися организацией и обеспечением учебного процесса. Также полученные результаты актуальны для разработки новых учебных продуктов, и для организации системы психолого-педагогической поддержки студентов СГА.

Объектом исследования стали трудности в обучении студентов в условиях технологии СГА.

Предметом исследования являлись специфика трудностей в обучении студентов СГА и их динамика по курсам обучения.

Исследование осуществлялось с помощью методов анализа научной литературы по проблеме учебной мотивации и познавательных интересов; анонимного анкетирования; проведения фокус-группы; анализа статистических данных (количество повторных тестирований на разных годах обучения); методов статистической обработки результатов (применение критериев Крускала-Уолиса и Вилкоксона). 

Испытуемыми стали студенты СГА (n=108) 1–4-го курсов направления «Психология».

 

Результаты исследования

 

По результатам обсуждения в фокус-группе (участники – 11 студентов 2-го курса СГА направления «Психология», модератор группы – Т.В. Великовская) трудности обучения в СГА условно можно разделить на:

  педагогические (в основном связанные с неудовлетворенностью контактами с преподавателями и специалистами учебного процесса);

  организационно-методические (связанные с недопониманием учебных задач, изложенных в различных учебных продуктах, в том числе и в тестовых заданиях);

  информационные (связанные с недостатком информации о правилах учебной работы с наиболее трудными учебными продуктами, или с неумением эту информацию получить и использовать).

Интересно и показательно, что трудностей, связанных с обращением с техническими средствами обучения, участники фокус-группы не назвали.

Любопытно, что в ходе фокус-группы звучали отдельные ответы о том, что учиться легко, если в большей степени берешь ответственность за результаты обучения на себя, а не перекладываешь ее полностью на вуз. Из этого становится очевидной необходимость продумывать не только меры по совершенствованию организации обучения в СГА, но и меры воздействия на повышение степени ответственности и самостоятельности самих студентов.

На основании анализа ответов респондентов можно заключить, что трудности, которые выходили на первый план в начале обучения и утратили особую остроту к концу второго курса, носят в основном информационный характер. По мере разрешения студентами неясностей на собственном опыте проблемы информационного плана становятся не столь актуальными. А те проблемы, которые появились у студентов к концу II курса, имеют больше организационно-методическую и педагогическую направленность.

Самый тяжелый период – период адаптации, привыкания к обучению в СГА – большинством респондентов был оценен в один год («весь первый курс»), некоторые назвали только первый семестр.

Результаты фокус-группы были подтверждены и уточнены данными анонимного анкетирования. Анкета состояла из нескольких частей. Первая часть анкеты была направлена на выявление учебных трудностей в начальный период обучения. Оказалось, что 46% опрошенных приходилось «перестраиваться» в целом, начиная учебу в СГА (причем из них 16% – в значительной степени); 22% респондентов почти не перестраивались; 12% не почувствовали необходимости адаптироваться к учебному процессу СГА; 20% не определились с ответом.

Ответы на вопросы о трудности адаптации к конкретным средствам обучения показали, что наиболее трудно было адаптироваться в начальный период обучения в СГА к такому средству обучения, как телеэссе. Несколько меньше затруднений вызвала адаптация к активным семинарам и индивидуальным компьютерным тренингам (ИКТ). Неоднозначное отношение респондентов просматривается к рабочим учебникам (33% не определились с ответом – «и да, и нет»). Это, по-видимому, связано не с самой формой учебника, а с необходимостью выполнять задания (всегда ли понятны формулировки, чтобы обойтись  без комментариев преподавателя?), а также с тем, что студентам часто бывает нелегко соотнести материал юниты с формулировкой тестовых заданий.  Наименьшие затруднения студентов вызвала адаптация к слайд- и телелекциям.

Также к достаточно трудным для студентов средствам обучения (на первом этапе учебы в СГА) относятся частые тестирования. Это подтверждается ответами на вопрос анкеты: «Насколько трудно или легко, с вашей точки зрения, привыкание к большому количеству учебных тестирований?» На этот вопрос «трудно» и «скорее трудно, чем легко» ответили 55% опрошенных, 27% ответили «и да, и нет», и лишь 18% ответили «легко» и «скорее легко, чем трудно».

 Переход на модульный способ организации обучения стал трудным для 20% респондентов. При этом легко к нему адаптировались всего 31% студентов, а 49% затруднились с ответом («и да, и нет»). Это говорит о том, что данный переход все-таки содержит в себе некоторые адаптационные затруднения для студентов СГА.

Исследователями предполагалось, что значительные трудности у студентов вызовет привыкание к более слабой (по сравнению со школой) степени «опеки» со стороны организаторов учебного процесса  и большей доли самостоятельности в учебной работе. Однако трудно было привыкать к более слабой «опеке» лишь 18% респондентов (55% это было достаточно легко). Трудности в привыкании к самостоятельности отметили 28% студентов (у 46% это не вызвало затруднений).

Также не вызвало затруднений студентов то, что в процессе обучения СГА широко применяется компьютер – 69% опрошенных указали, что их уровень владения ПК для обучения в СГА был достаточным.

56% опрошенных студентов на первоначальном этапе обучения не приходилось затрудняться, преодолевая недостаточность уровня школьной подготовки. Это говорит о том, что образовательные программы СГА в целом соотносятся с возможностями большинства столичных абитуриентов, что в условиях популярности высшего образования в столице (и на фоне сокращения бесплатных мест и все увеличивающейся платы за обучение во многих традиционных вузах с другой стороны) может повысить рейтинг популярности обучения в СГА.

В целом адаптировавшимися к обучению в СГА себя посчитали 97,2% (104 человека из 107 ответивших). Не адаптировались к обучению в СГА 3 человека (2,8%).

Как следовало из ответов на вопрос о сроках адаптации, он составил в основном от 1 до 3 месяцев. При этом 1/4 ответивших адаптировалась к обучению в СГА через месяц, еще 1/4 – через  два; через 3 месяца обучения адаптировались уже 79% респондентов; и к концу 1-го семестра (6 месяцев) к обучению адаптировались 95,5%. Это говорит о том, что, во-первых, процесс адаптации проходит у студентов в начальный период обучения достаточно благополучно, и, во-вторых, о том, что адаптационную помощь (методическую, информационную и психолого-педагогическую поддержку) студентам 1-го курса необходимо оказывать именно в течение первых трех месяцев обучения – тогда она будет наиболее востребованной и эффективной. 

Вторая часть анкеты была посвящена вопросам, связанным с учебными тестированиями. По результатам обработки ответов выявлено, что почти 91% опрошенных (106 человек) в среднем проходят тестирование с 1–3 попыток. При этом с первой попытки – 26%; со второй – 39%, с третьей – 25%. С 4–5 попыток в среднем преодолевают учебные тестирования 9% респондентов. И только один респондент указал, что проходит тестирование более чем с 10-й попытки. (Возможно, имелось в виду тестирование по какой-то определенной дисциплине).

Анализ статистической справки по количеству повторных тестирований в 2003/04 и 2004/05 учебным годам, подготовленной в ходе исследования специалистами УД СГА, показывает, что достаточно большой процент студентов нуждается в повторных тестированиях более 10 раз. Это говорит о том, что неоднократные пересдачи студенты проходят не по одной, а по ряду дисциплин. Таким образом, пересдачи становятся не чрезвычайными событиями (коими должны быть), а вполне рядовыми, естественными событиями, и такую ситуацию необходимо корректировать.

Был выделен ряд дисциплин, по которым чаще всего студенты нуждаются в повторных тестированиях. Своеобразными «лидерами» стали математические дисциплины. Очевидно, они наиболее трудно поддаются изучению в дистанционном режиме, и многим студентам не удается при самостоятельном изучении материала юнит и домашней подготовке полностью усвоить принципы и приемы выполнения заданий на уровне, необходимом для успешного прохождения тестирований. Возможно здесь требуется дополнительная методическая помощь – более тщательный методический подход при написании юнит (комментарии, разъяснения и пр.), консультации с преподавателем, возможность отработать ошибки.

При указании на причины, по которым чаще всего респондентам приходилось пересдавать тесты, ответы распределились следующим образом:

  не хватало времени, отведенного для ответов (39% от общего количества ответивших – 107);

  не понимал формулировок вопросов теста (40%);

  не имел возможности узнать свои ошибки (61%);

  недостаточно тщательно готовился к тестированию (46%).

Как видно из ответов, повторные тестирования обусловлены как субъективными негативными факторами (недостаточная тщательность подготовки), так и факторами реальных учебных трудностей (при наличии подготовки – нехватка времени, непонимание формулировок, отсутствие возможности понять ошибки, увидеть правильный ответ).

В третьей части анкеты исследователи ставили задачу проследить динамику учебных трудностей. При сопоставлении ответов о трудностях на начальном этапе обучения и в настоящий момент стало видно, что студентам стало легче учиться с применением рабочих учебников, на активных семинарах и с использованием телеэссе. Также видны изменения в отношениях студентов к индивидуальным компьютерным тренингам – увеличился процент тех, кому легко обучаться с их применением. При сравнении ответов на вопросы о начальном периоде обучения и о настоящем моменте (с применением критерия Вилкоксона) показатели по данным средствам обучения имеют значимые различия.

Наглядно изменения можно увидеть  на гистограммах (рисунок).

 

 

 

 

Рисунок. Процентные соотношения ответов студентов о трудностях, связанных со средствами обучения в начале учебы и в настоящий момент

 

            Как показывают результаты, для части  студентов (от 1/10 до 1/5 выборки) все же остается трудным учиться с применением средств обучения СГА. И если затруднения с телеэссе можно объяснить стеснением в поведении перед камерой (в силу индивидуальных особенностей, темперамента, акцентуаций личности и пр.), то несколько удивляют затруднения с такими средствами обучения, как слайд- и телелекция. Здесь можно предположить (опираясь на результаты проведения фокус-группы), что студентам психологически трудно выдерживать лекции, которые в большой степени дублируют материал юниты (это скучно, и может даже вызывать реакцию отторжения).  

В ответах на вопрос о том, насколько в настоящий момент труден или легок модульный способ организации обучения, повысился процент ответивших «легко» и «скорее легко, чем трудно»: с 32% (на начальном этапе обучения) до 48%.

Та же картина с повышением процентов ответов «легко» и «скорее легко, чем трудно» наблюдается в настоящий момент по вопросам о слабой степени «опеки» со стороны вуза (с 55% до 67%) и о доле самостоятельности в учебной работе (с 46% до 63%). Это подтверждают данные, полученные по вопросу о сроках адаптации: он составляет в среднем не более 3 месяцев и лишь в редких случаях превышает срок 1-го учебного семестра.

В вопросе о тестированиях также наблюдаются позитивные изменения: в настоящий момент они трудны для 35% опрошенных (по сравнению с 55% в начале обучения), в то время как легко с ними справляются 36% респондентов (по сравнению с 18% в начале обучения).

Обработка полученных по всей выборке результатов с применением статистического критерия Крускала-Уолиса позволило проследить, что от 1-го курса к 4-му курсу явно происходит уменьшение степени трудности в работе студентов с телеэссе и ИКТ. Также для студентов от курса к курсу легче справляться с большим количеством учебных тестирований (уровень значимости 0,001%). Благополучно привыкают они к модульному способу организации обучения (уровень значимости 0,2%) и к большей доле самостоятельности в учебной работе (уровень значимости 4,1%).

Применение критерия Вилкоксона к сравнению результатов отдельно по группам студентов 1, 2, 3 и 4-го курсов, позволило проследить, на каком курсе в основном происходит адаптация опрошенных студентов к тем или иным средствам обучения СГА.

Так, уже на 1-м курсе (в конце учебного года) уменьшается  степень трудности в работе с телеэссе, с ИКТ и в подготовке к активным семинарам.

На 2-м курсе продолжается снижение степени трудности для   студентов в работе по подготовке к активным семинарам и в работе с ИКТ.

На 3-м курсе  отмечается тенденция к снижению трудности в работе с юнитами, продолжается адаптация к телеэссе и ИКТ.

Для опрошенных студентов 4-го курса также снижается степень трудности в работе с юнитами, с телеэссе и с ИКТ.

Данные анкетирования также позволили выявить, где и как предпочитают студенты получать помощь в преодолении учебных трудностей.

В случае, если что-то непонятно:

– 52% опрошенных студентов в первую очередь еще раз читают юниту;

– 31% прибегают к помощи других студентов;

– 23% просят помощи у преподавателя;

– 16% ищут дополнительную литературу;

– 10% оставляют учебный материал непроработанным.

Во вторую очередь чаще всего студенты выбирают для помощи дополнительную литературу (44%), помощь других студентов (41%) и помощь преподавателя (39%). 

На вопрос о том, кто чаще всего помогает преодолевать учебные трудности, наиболее значимыми источниками помощи были названы:

1) товарищи по группе (их выбрали 64% ответивших);

2) методисты (39%);

3) родители и близкие (36%).

Несколько меньше выборов получили отдельные преподаватели (29%). Интересно, что 24% ответивших выбрали ответ «никто». При этом на вопрос о том, насколько свободно можно обратиться за помощью к преподавателю, положительно ответили 73% опрошенных студентов. Как видим, помощь от преподавателя не попала в наиболее популярные источники не по той причине, что к ним невозможно обратиться. Очевидно, здесь вступают в силу ролевые ограничения и стереотипы школьного ученического поведения, при котором учитель, преподаватель редко воспринимается как партнер, и общение с ним, даже при свободном доступе, ограничено как рамками своеобразного «ритуального» поведения, так и неспособностью (или нежеланием) значительной части людей преодолевать стереотипы.

Гораздо легче опрошенные студенты идут на контакт с методистами: совершенно свободно и достаточно свободно могут к ним обратиться за помощью 93% респондентов.

На вопрос о том, какой форме общения студенты отдадут предпочтение, получены следующие ответы:

а) с преподавателем

– личное общение 62%;

– консультации в группе 37%;

– консультации с использованием электронной почты 1%;

б) с методистами

– визит в приемное время 90%;

– регулярное размещение информации на стендах 6%;

– использование электронной почты 1%.

Неутешительна ситуация с использованием возможности получить консультацию через Интернет: лишь 16% опрошенных студентов пользуются ею. При этом чуть больше половины из них (56%) делают это реже, чем 1 раз в месяц. 31% (5 человек) пользуются такими консультациями 1–2 раза в месяц, чаще это делает 1 человек из 16 (4 раза в месяц и чаще). Это говорит о том, что организаторам учебного процесса СГА необходимо продумать и ввести дополнительные меры по приобщению студентов к использованию услуг IP-helping. При этом необходимо учесть, что при проведении фокус-группы студенты указывали на основной его недостаток – долгое ожидание ответов.

В ответах на вопрос анкеты, касающийся пожеланий студентов, рейтинг пожеланий выстроился следующим образом:

1) иметь возможность видеть свои ошибки при тестировании захотели 75% ответивших;

2) иметь больше возможностей для общения с преподавателями – 66%;

3) иметь возможность узнавать свои ошибки в ответах на экзаменационные вопросы – 40%;

4) иметь больше возможностей для совместной работы с другими студентами – 22%;

5) получать больше информации от методистов – 21%;

6) получать информацию о стратегии обучения – 19%;

7) иметь больше независимости в ходе обучения – 7%.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Наиболее актуальными для обучающихся в СГА являются трудности организационно-методического и информационного характера. При этом студенты ощущают преимущества обучения в СГА через  равномерность учебного напряжения и загруженности учебной деятельностью.

2. Трудности, связанные с применением в учебном процессе СГА инновационных средств обучения, показывают динамику снижения; срок адаптации студентов к средствам обучения и модульному принципу организации учебного процесса составляет в среднем 1–3 месяца, и лишь в редких случаях превышает 6 месяцев; в связи с этим адаптационная помощь (методическая, информационная и психолого-педагогическая поддержка) студентам 1-го курса будет наиболее эффективна и востребована в течение первых трех месяцев учебы.

3. На начальном этапе обучения наиболее трудными для студентов СГА являются телеэссе; ряд учебных затруднений вызывают выполнения заданий по рабочим учебникам и работа в режиме индивидуальных компьютерных тренингов; на последующих этапах обучения процент учащихся, кому трудно работать с данными средствами обучения, существенно уменьшается.

4. Наиболее сложна студентам адаптация к большому количеству учебных тестирований и к необходимости их обязательной пересдачи (в случае неудачи); 91% опрошенных  в среднем проходят тестирование с 1–3 попыток, при этом значительная часть из них (39%) успешно преодолевает тестирование со второй попытки; повторные тестирования обусловлены как субъективными негативными факторами (недостаточная тщательность подготовки), так и факторами реальных учебных трудностей (при наличии подготовки – нехватка времени, непонимание формулировок, отсутствие возможности понять ошибки, увидеть правильный ответ).

5. Выявлен ряд дисциплин (математические и специальные – по отделениям), которые трудны для изучения и по которым наблюдаются многочисленные и частые пересдачи; разработка учебных продуктов по этим дисциплинам требует к себе повышенного педагогического и методического внимания.

6. С необходимостью преодолевать недостаточность уровня школьной подготовки столкнулись всего 27% опрошенных, и это говорит о том, что образовательные программы СГА в целом соотносятся с возможностями большинства столичных абитуриентов, что может повысить рейтинг популярности обучения в СГА.

7. При достаточно легкой для студента возможности получить помощь у преподавателя большинство предпочитает помощь товарищей, методистов и близких людей; IP- хелпингом пользуются лишь 16% опрошенных студентов, в основном не чаще 1–2 раз в месяц. Больше всего опрошенные студенты хотели бы иметь возможности знать свои ошибки при тестированиях и на экзаменах, а также иметь больше возможностей для общения и совместной работы с преподавателями и другими студентами. Наиболее предпочтительными для студентов пока остаются контактные формы общения и консультирования со специалистами учебного процесса СГА.

Перечисленные результаты констатирующего эксперимента позволили сформулировать ряд рекомендаций организаторам учебного процесса СГА.