И.Э. Смирнова

кандидат педагогических наук

Институт психологии обучения СГА

 

Особенности учебной работы школьников в ходе выполнения домашних заданий

 

Модернизация среднего общего образования предъявляет ряд требований  не только к пересмотру содержания образования, но и в связи с его усложнением к организации учебного труда школьников, в частности, к использованию возможностей такого вида учебного труда, как выполнение домашних заданий.

В связи с этим могут вызвать интерес результаты исследования, проведенного в НИИ психологии обучения и социологии образования (ныне – Институт психологии обучения (ИПО)) Современной гуманитарной академии (СГА)  в 2003–2004 гг. Исследование решало ряд задач, в числе которых – определение основных видов учебной домашней работы, их соотношений и времени выполнения.

В качестве респондентов в  исследовании приняли участие 39 учителей  и 295 московских школьников: ученики 5-х классов – 118 чел., 8-х классов – 100 чел., 11-х классов – 77 чел.

Выбранные для исследования возрастные срезы, во-первых, соответствуют принятой в российской психологии возрастной периодизации: 5-й класс (10–11 лет) – младший подростковый возраст, 8-й класс (13–14 лет) – старший подростковый возраст, 11-й класс (16–17 лет) – ранний юношеский возраст [1; 2]. Во-вторых, с дидактической точки зрения 5-й класс – начало средней ступени обучения, появление более рельефного, чем в начальных классах, предметного обучения; 8-й класс – время устойчивой адаптации к предметному преподаванию в средней школе; 11-й класс – этап завершения общего среднего образования, подготовка к переходу на новую (вузовскую) ступень обучения.

В выборке были представлены школьники из трех разнотипных учебных заведений среднего общего образования: гимназии – 112 чел., средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов эстетического цикла – 119 чел., средней общеобразовательной школы – 64 чел.

Настоящим исследованием были уточнены и конкретизированы наиболее часто употребляемые в школьной практике формы домашнего задания. Так, по опросу учителей был составлен рейтинг предпочтительно используемых форм домашних заданий. Он показал, что наиболее популярными среди учителей остаются традиционные задания: проработка материала учебника, разобранного в классе  (это задание предпочитают использовать 69% опрошенных), и решение задач и упражнений разных типов (56% опрошенных).  При этом типичные для темы задачи предпочитают 44% опрошенных учителей, более легкие – 23%, более трудные – 26%, а задачи повышенной сложности, не встречавшиеся ученикам ранее, отметил в предпочтениях всего 1 человек (3%).

Популярность творческих заданий (их отметили 64% опрашиваемых) связана с тенденциями последних лет в педагогике – поисками путей развития индивидуальных творческих способностей учеников. Упражнения и задания повышенной сложности, как и особые, нетрадиционные задания, по данным опроса, практически не используются в школьной практике или используются нечасто – отдельными учителями в отдельных моментах и условиях (3% опрошенных – 1 человек).

Рейтинг предпочтительно используемых форм домашних заданий представлен в табл. 1.

Таблица 1

Распределение предпочтений школьных учителей в использовании различных форм домашних заданий

 

№ в рейтинге

Формы домашнего задания

Кол-во выборов

% от кол-ва

опрошенных (n=39)

% от общего кол-ва выборов (n=158)*

1

Материал учебника, разобранный в классе

27

69

17

2

Творческие задания

25

64

16

3

Задачи и упражнения разных типов

22

56

14

4

Наиболее типичные для данной темы задачи

17

44

11

5

Работа с дополнительной литературой

15

39

10

6

Практические задания

13

33

8,2

7

Более легкая часть теоретического материала, которую в классе не разбирали

 

12

 

31

 

7,6

8

Задачи и упражнения, аналогичные пройденным, но более трудные

 

10

 

26

 

6,3

9

Задачи и упражнения, аналогичные пройденным, но более легкие

 

9

 

23

 

5,7

10

В основном теоретический материал

6

15

4

11

Задачи и упражнения повышенной сложности, ранее не встречавшиеся ученикам

 

1

 

3

 

0,6

11

Другое (указано – «задания по желанию», предмет – рус. яз., лит-ра)

 

1

 

3

 

0,6

 

Примечание. * – в анкете вопрос давался в закрытой форме, можно было выбрать несколько ответов, и общее число выборов составило 158. 

 

В ходе обработки результатов, полученных методом анкетирования школьников, были выделены основные виды учебного труда школьников и время, затрачиваемое на них в процессе выполнения домашних заданий (табл. 2).

Таблица 2

Среднее время, затрачиваемое школьниками разных возрастных групп на разные виды домашней учебной работы (в мин.)

 

Виды учебной работы

5-е классы

 

8-е классы

 

11-е классы

 

 

Чтение текста (параграфа)  учебника

 

19

 

16

 

21

Решение задач или выполнение упражнений

 

19

 

17

 

23

Заучивание (понятий, правил, определений, законов, стихов, слов и пр.)

 

23

 

16

 

25

 

Ответы на вопросы параграфа

 

13

 

13

 

18

Творческое задание (сочинение, рисунок, доклад, реферат и др.)

 

26

 

33

 

47

 

Работа с дополнительной  литературой

 

35

 

20

 

24

Работа с контурными картами, карточками, рабочими тетрадями и др. пособиями

 

19

 

22

 

26

 

Из таблицы видно, что в целом для школьников наиболее продолжительной является домашняя учебная работа с дополнительной литературой  и выполнение творческого задания. При этом наибольшее время на работу с дополнительной литературой затрачивают школьники 5-х классов (35 мин. в среднем по всем исследуемым учебным предметам), что можно объяснить новизной данной формы работы для этого возраста.

Анкетирование показало, что время на выполнение творческого задания постепенно увеличивается от одной возрастной группы к другой. Максимальное значение оно имеет в 11-х классах (47 мин. в среднем по всем учебным предметам). Это связано с тем, что творческие задания сильно различаются по уровню сложности: в 5-х классах используются его простые виды (иллюстрация, рисунок, небольшое по объему сочинение), в то время как в старших классах школьники осваивают более сложные, «взрослые» виды творческих заданий (доклады, рефераты, различного рода проекты и др.), которые подготавливают их к вузовским видам учебного труда.

Весьма трудоемкой с точки зрения затрат времени, как видно из табл. 2, оказалась  работа  с различными пособиями (контурными картами, карточками, рабочими тетрадями, таблицами). Здесь также прослеживается тенденция к увеличению показателей от одной возрастной группы к другой, вследствие закономерного усложнения учебных задач.

Интересно, что на заучивание в 8-х классах, согласно полученным данным, затрачивается явно меньше времени (16 мин. в среднем по всем дисциплинам), в то время как в домашней работе учащихся 5-х и 11-х классов оно стоит на третьем месте по затратам времени (23 мин. и 25 мин. соответственно).

Такая форма домашней учебной работы, как ответы на вопросы параграфа учебника, занимает во всех возрастных группах меньше всего времени.

Традиционные для массовой школы, наиболее часто употребляемые учителями виды заданий – чтение учебника и выполнение упражнений и задач – имеют средние показатели времени, колеблясь в пределах 16–23 мин., не превышая оптимального диапазона в 20–25 мин.

Наибольший интерес в исследовании вызывали вопросы о времени домашней учебной работы.

Расчеты средних значений показали, что в целом на выполнение домашнего задания в день «усредненный» школьник затрачивает 1,9 час., при этом школьники 5-х классов затрачивают в среднем 1,7 час.; школьники 8-х классов – 2,2 час.; школьники 11-х классов – 1,9 час. Таким образом, наиболее загружены домашней работой оказались учащиеся 8-х классов. 

Нормы учебного времени, отводимого на домашнюю работу, определены в Санитарных правилах и нормах (СанПиН) [3, п. 2.9.19]. Так, в 5-м классе оно не должно превышать 2,5 час., в 8-м – 3 час., в 11-м – 4 час. Следовательно, данные опроса показывают, что в среднем время домашней учебной работы школьников укладывается в заданные нормами рамки.

Предполагалось, что различия школьных дисциплин, в силу особенностей своего содержания, будут определять и различия в видах домашнего задания и во времени его выполнения. Однако полученные данные показали, что время выполнения домашних заданий не различается сильно – ни по возрастным группам, ни по предметам. Средний диапазон времени колеблется в пределах 20–30 мин. Из этого диапазона явно выбиваются лишь:

1)     домашняя учебная работа по иностранному языку (43 мин.) в 5-х классах;

2)     домашняя учебная работа по литературе (55 мин.) и истории (56 мин.) в 11-х классах.

В первом случае это может быть связано с тем, что именно в 5-м классе начинается изучение предмета. Если иностранный язык есть в программе начальной школы, то, за исключением «языковых» спецшкол, он преподается на разговорно-игровом уровне, а серьезное изучение грамматики языка начинается с 5-го класса, что и объясняет большой объем времени, затрачиваемый на домашнюю подготовку.

Во втором случае увеличение времени на выполнение домашних заданий может быть связано с тем, что сегодня большой популярностью у абитуриентов пользуются вузы гуманитарной направленности, где основными вступительными экзаменами являются история и сочинение (с обязательным знанием литературы, с навыками анализа и критики). Это и вызывает повышенное внимание учителей и выпускников к отработке умений и навыков по этим дисциплинам в ходе домашней учебной работы.

При рассмотрении распределения времени на разные виды домашних заданий по различным учебным дисциплинам оказалось, что показатели зачастую отклоняются от рассмотренных выше среднедисциплинарных. При этом для 5-х классов интервал отклонений колеблется в пределах 6–9 мин. (как в сторону увеличения времени, так и в сторону его уменьшения).

Для учащихся 8-х классов больше всего отклонений выявлено по чтению учебника. Здесь также наблюдается сокращение времени (относительно средних для всех дисциплин показателей) на чтение учебника по математике и русскому языку (на 8 и 7 мин.) и увеличение времени на чтение учебника по гуманитарным дисциплинам – литературе и истории (на 10 и 5 мин.). Увеличение времени наблюдается  и при заучивании: так же как и в 5-х классах – по литературе (на 6 мин.) и по иностранному языку (на 7 мин.). На 8 мин. увеличивается для 8-классников время работы с дополнительными источниками по литературе.

Наиболее ярко выражены отклонения от среднедисциплинарных показателей времени выполнения различных заданий у школьников 11-х классов. Так, чтение учебника по математике и русскому языку уменьшается (на 10–11 мин.), но возрастает по литературе (на 14 мин.) и по истории (на 17 мин.). Возрастает (на 7 мин.) время решения задач и упражнений по математике, в то время как на этот же интервал оно уменьшается при учебной работе по биологии. Значительное уменьшение времени на заучивание наблюдается  по математике  и русскому языку (на 9 мин.),  химии (на 10 мин.) и биологии (на 7 мин). Однако при этом возрастает доля времени на заучивание по истории (на 33 (!) мин.). Также существенно увеличивается (относительно средних для всех дисциплин показателей) время на выполнение творческих заданий  по русскому языку  (на 20 мин.) и литературе (на 25 мин.) при сокращении времени  на эту же форму домашней работы по химии и физике (на 10 мин.).

Рассмотренные особенности показывают, что при организации домашней самостоятельной работы школьников (в рамках классно-урочной системы) отсутствие норм по видам и объемам домашних заданий приводят к тому, что все определяется учителем и его предпочтениями.

Исследуя учительские предпочтения в частоте использования различных форм домашних заданий, удалось установить, что наиболее объемные по времени задания (например, работа с дополнительной литературой или творческое задание) учащимся задают не каждый раз и даже не каждую неделю. Так, например, работу с дополнительной литературой на дом учителя предпочитают задавать: в 5-м и 8-м классах – раз в месяц (33% и 50% ответивших), а то и раз в четверть (19% и 35% ответивших); в 11-м классе – преимущественно раз в месяц (37%). Довольно высокая цифра (26% ответивших) по 11-м классам получена в графе «каждый урок». Возможно, это также связано с объемной и интенсивной работой учащихся выпускных классов по подготовке к экзаменам по истории, математике, русскому языку, литературе, химии, биологии и физике.

Задание по работе с пособиями (контурными картами, рабочими тетрадями, карточками, таблицами и пр.) учителя также предпочитают давать раз в месяц: в 5-м классе – 45%, в 8-м классе – 46% и в 11-м классе – 37% опрошенных. Однако это задание большой процент учителей использует и каждый урок (особенно – в 11-м классе). Это можно объяснить тем, что такую форму работы в основном используют в обучении дисциплинам, занятия по которым проходят 1–2 раза в неделю (география, физика, химия, биология и др.). Поэтому здесь можно отчасти считать этот ответ отнесенным к графе «раз в неделю».

Что касается творческих заданий, то их учителя предпочитают задавать на дом еще реже: не чаще одного раза в месяц, а то и раз в четверть и даже раз в год.

Проведенное исследование предоставило возможность получить данные и по другим интересным вопросам – например, о соотнесении различных форм домашних заданий с фазами усвоения знаний, о    распределении времени выполнения домашних заданий по фазам усвоения знаний и др. [4] (эти вопросы будут отражены в других публикациях).

В рамках темы данной статьи можно отметить следующие результаты исследования:

1. Установлено, что в целом на выполнение домашнего задания в день «усредненный» школьник затрачивает около двух час., при этом наиболее загружены домашней работой учащиеся 8-х классов.  В среднем время домашней учебной работы школьников укладывается в рамки, заданные  СанПиНами.

2. Выявлены следующие особенности выполнения домашних заданий:

         в целом для школьников наиболее продолжительными являются домашняя учебная работа с дополнительной литературой  и выполнение творческого задания; при этом больше всех времени на работу с дополнительной литературой затрачивают школьники 5-х классов (35 мин. в среднем по всем исследуемым учебным предметам);

         время на выполнение творческого задания увеличивается от одной возрастной группы к другой: максимальное значение оно имеет в 11-х классах (47 мин. в среднем по всем учебным предметам);

         меньше всего времени во всех возрастных группах занимает такая форма домашней учебной работы, как ответы на вопросы параграфа учебника.

3. Подтверждена гипотеза о том, что  распределение времени на различные виды учебного труда в процессе выполнения школьниками домашних заданий зависит от объема и преобладающего типа домашних заданий. В свою очередь, ввиду отсутствия норм виды и объемы домашних заданий определяются учителем.

4. Выдвинуто предположение о наличии закономерности: распределение учебного времени (как в урочной, так и в домашней работе) изменяется при переходе из начальной школы в среднюю, что связано с изменениями в характере и объеме учебного труда школьников.

Выявленные особенности можно и нужно учитывать для более эффективного построения учебного процесса в учебных заведениях среднего общего образования, для соблюдения баланса между различными формами самостоятельного домашнего учебного труда школьников разных возрастных групп. Это отвечает задачам технологизации обучения.

С другой стороны, результаты и данные, полученные в ходе исследования, могут быть полезными в решении вопросов проектирования и конструирования учебного процесса, особенно в условиях специализации учебных заведений, что отвечает целям индивидуализации обучения. Таким образом, результаты исследования могут быть применены в ходе решения основных задач модернизации российского образования.

 

Литература

 

1.      Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

2.      Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М., 2000.

3.      О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2. 1178-02 // Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002. № 44. http://www.mosedu.ru/ru/manger/documents/school.

4.       Смирнова И.Э., Богданов И.В. Особенности распределения времени фаз усвоения учебной информации в условиях классно-урочной системы обучения в средней школе: Отчет по НИР / Текущий архив НИИ ПО и СО СГА. 2004.