Карпенко О.М. ,

кандидат экономический наук;

 вице-президент СГА

Бершадская М.Д.,

кандидат технических наук,

Служба поддержки инновационной деятельности СГА,

                                                               Вознесенская Ю.А.,

кандидат филологических наук,

Служба поддержки инновационной деятельности СГА.

 

 

 

Роль веб-сайта в комплексной характеристике вуза: результаты международного

 

     Рейтинги высших учебных заведений составляют одну из наиболее актуальных и важных областей социологии образования, так как непосредственно связаны с оценкой комплексной характеристики вуза, основанной на общественном признании уровня учебной и научной работы, компетентности преподавательского состава, наличии современных технологий обучения и, как следствие, с измерением качества предоставляемого образования.

     В последние годы международные рейтинги вузов уже стали привычным явлением в сфере образования. Ежегодно публикуются результаты двух наиболее признанных институциональных рейтингов: академического рейтинга университетов мира (ARWU), разработанного Шанхайским университетом, и международного рейтинга «Приложения по высшему образованию к газете «Times». Вузы мира по этим рейтингам ранжированы в соответствии с их академическими и исследовательскими характеристиками[1].

    Одновременно появляется и принципиально иной в плане методологии рейтинг университетов, который проводится исследовательской группой из Испании "Laboratorio de Internet"[2], занимающейся изучением образовательной и научной деятельности в сети Интернет. Это рейтинг на основе анализа веб-сайтов вузов (Webometrics Ranking of World Universities)[3]. По сравнению с показателями других рейтингов, отражающих отдельные (релевантные) характеристики университета, веб-индикаторы сайта дают более полное представление о вузе. Помимо научной и педагогической деятельности на сайте отражены и другие виды работ преподавателей исследователей и студентов вуза, например, количество полученных патентов, участие в работе различных правительственных консультативных органов и т.д. Как правило, дается подробная информация о предлагаемых курсах повышения квалификации, составляющих важную часть учебной работы вуза и др. А самое главное, интернет-сайт предоставляет широкие возможности для неформального общения между учеными и формирования новых связей в научном сообществе.

     Наличие у вуза собственного сайта позволяет также упростить процесс публикации научных работ преподавателями и исследователями и дает тем самым представление о направлениях их профессиональной деятельности. Общеизвестно, что онлайновые публикации гораздо дешевле публикаций на бумажных носителях и имеют более широкую потенциальную аудиторию. Это повышает доступ к публикациям и разработкам вуза научным, коммерческим, политическим и культурным организациям как внутри страны, так и за рубежом.

     Очевидно, что в ближайшем будущем информация в Интернете о научных исследованиях будет таким же важным показателем для оценки научной деятельности вуза, как библиографические данные и информация о публикациях в научных журналах. В целом для абитуриентов показатели вузовского веб-сайта вряд ли могут иметь большое значение. Хотя среди определенной части молодежи они могут оказать некоторое влияние на выбор вуза, поскольку лидирующие позиции в данном рейтинге означают, что руководство вуза поощряет использование новых технологий и имеет ресурсы для их практической реализации.

     По сравнению с другими рейтингам ранжирование на основе анализа веб-сайтов охватывает значительно большее число университетов и научных центров во всех странах мира. Основной задачей "Вебометрикс" являлось ранжирование максимально большого числа вузов, в идеале – всех вузов мира.

     Анализ 13 тысяч вузов позволил составить рейтинг веб-сайтов более 4 тысяч высших учебных заведений и научных центров, охватив, таким образом, практически все регионы мира. Сравнение с рейтингами «ARWU» и «Times» по количественному охвату университетов представлено в

табл. 1, географический охват регионов в анализе "Вебометрикс" - в табл. 2

Таблица 1

Охват университетов мира в рейтинге "Вебометрикс"

(в сопоставлении с другими международными рейтингами)

 

Рейтинг

Количество университетов

Рассмотренные университеты

Ранжированные университеты

Рейтинг Webometrics

13 000

4000+

Рейтинг ARWU

2 000

500

Рейтинг Times

520+

200

 

Таблица 2

Географический охват регионов в анализе «Вебометрикс»

Регион

Количество стран

Количество вузов

Африка

47

514

Азия

45

в том числе                Япония

                                      Китай

                                   Тайвань

               3457

                  579

                  897

                    88

Океания

 

8

в том числе           Австралия

                   98

                     53

Европа

52

в том числе            Германия

                    Великобритания

                                  Франция

                                     Россия

3966

   371

   226

   576

   145

Латинская Америка

33

в том числе               Бразилия

2796

 1591

Северная Америка

6

в том числе                  США

                                    Канада

2195

 1996

   195

Весь мир

191

13043

 

     Распределение по странам вузов, входящих в сотню лучших мало отличается от соответствующих данных рейтингов «ARWU» и «Times». Лучшие университеты мира не только имеют высокие академические показатели, но и их сайты прекрасно отражают эти данные, показывая высокие результаты по всем четырем критериям, заложенным в «Вебометрикс».

     Как и в других рейтингах, в «Вебометрикс» лидируют США с большим отрывом от других стран. Здесь находятся 53% из 100 лучших университетов мира (в рейтингах «ARWU» и «Times» 54% и 37% соответственно[4]). Среди европейских стран выделяются Германия (10% вузов первой сотни - второе место после США), Великобритания (6% - третье место) и Нидерланды (4% - четвертое место).

     По количеству вузов в первой тысяче лидирующую позицию по-прежнему занимают Соединенные Штаты. Но их превосходство уже существенно меньше, чем в первой сотне (41%), главным образом, за счет значительного увеличения количества стран, вузы которых вошли в число лучших. Суммарная доля стран, занявших места после 12-го, увеличилась от 5% в первой сотне до 20% в первой тысяче. В число этих 20% первой тысячи вошла Россия (пять вузов - 0,5%). Говоря о странах-лидерах, следует отметить 20 стран, выделенных в публикациях «Вебометрикс» 2007[5] (табл.3) на основе ранжирования вузов, занявших первые 10 и 5 мест внутри каждой страны. Место страны определяется в данном случае суммой показателей ее лучших10 и 5 вузов.

Таблица 3

Страны-лидеры по сумме показателей лучших вузов страны

 

Рейтинг 4000

Места по сумме показателей 10 и 5 лучших вузов страны

5 лучших вузов

10 лучших вузов

США

1

1

Канада

2

2

Великобритания

3

3

Германия

4

4

Нидерланды

5

7

Австралия

6

6

Швеция

7

5

Япония

8

9

Испания

9

10

Италия

10

13

Швейцария

11

8

Франция

12

16

Тайвань

13

15

Финляндия

14

11

Китай

15

22

Бразилия

16

20

Норвегия

17

14

Чехия

18

19

Австрия

19

12

Дания

20

21

 

     Наряду с наиболее высокими показателями веб-сайтов (первые 20, 100, 200 1000 вузов и т.д.) представляется важным сопоставить общее количество национальных вузов, вошедших в число лучших 5000. Такое сопоставление позволяет судить о национальной системе высшего образования не по отдельным вузам-лидерам, а в целом, по всей совокупности входящих в нее учебных заведений. Оно отражает и масштабность системы, и ее готовность к восприятию новых информационных технологий.

     Отсюда вытекает еще один аспект лидерства стран в рейтинге «Вебометрикс», отличающийся от рассмотренных выше аспектов выделением стран с наибольшим количеством вузов, вошедших в число 5000. В качестве критерия отбора лидирующих стран мы приняли наличие в стране не менее100 вузов из числа 5000. Оказалось, что из 191 страны всего 10 соответствуют этому критерию. Эти 10 стран представлены на рис. 1. В их число вошла Россия (145 вузов - 7 место).

 

             Рис. 1. Первые десять стран по количеству вузов, входящих в рейтинг 5000.

 

     В странах, представленных на рис. 1, суммарное количество вузов, входящих в 5000, составляет 3425 (около 70% от 5000). Лидируют США, как и прежде, с очень большим отрывом от других стран (1578 вузов – почти 32% от 5000). Среди стран, следующих за США, имеет место перестановка и даже смена лидеров. Второе место после США занимает Китай (396 вузов – 8% от 5000), третье – Япония (322 вуза – 6%), четвертое – Франция (241 вуз – 5%). Ни одна из этих трех стран не входит в десятку лидеров по числу вузов из первой сотни. В то же время отходят на второй план Германия, Канада, Великобритания, занимавшие три следующих места после США как по числу вузов из первой сотни, так и по показателям лучших вузов страны. Высокие результаты (7 место) показала Россия, впервые выступающая в роли лидера (145 вузов –3% от 5000). К числу новых лидеров могут быть отнесены Бразилия (9 место,126 вуз – 2,5%), отмечавшаяся в числе 20 стран, и Корея (10 место,101 вуз - 2%).

     Рейтинг российских вузов возглавляет МГУ им. Ломоносова (43-е место в Европе и 150-е в мире), далее с заметным отрывом от МГУ следуют МФТИ, Новосибирский государственный ун-т, СПбГУ, ВШЭ-ГУ, входящие в первую тысячу общемирового рейтинга приблизительно на одном уровне (799, 815, 900 и 935 места).

     В 2000 лучших вузов мира входят не только столичные университеты, но и вузы из самых разных регионов страны. Наряду с московскими и санкт-петербургскими университетами (7 и 2 соответственно) в 24 лучших вузов России вошли университеты Сибири (7), Поволжья (4), в том числе Татарстана, Удмуртии), Урала (3), центральных районов(1).

    В этом контексте важно подчеркнуть, что равномерность распределения вузов, признанных по тем или иным показателям в мировом образовательном сообществе, чрезвычайно актуальна для развития российской системы высшего образования, особенно с учетом проблем транснационального образования. При рассмотрении результатов всех 145 вузов (рейтинг 5000) можно видеть, что по сравнению с результатами 24 вузов (рейтинг 2000) имеет место некоторое выравнивание результатов по регионам – рис. 2 (Центральный и Северо-Западный федеральные округа показаны без учета Москвы и Санкт-Петербурга). Следует отметить заметное отставание Дальневосточного федерального округа, хотя именно для этого региона усиление веб-политики вузов представляется особенно важным.

Рис.2 Распределение 145 лучших российских вузов по регионам.

    Показатели веб-сайтов лучших вузов России могут служить ориентиром при определении веб-политики российских вузов. В этом контексте представляет особый интерес сопоставление с соответствующими характеристиками лучших американских вузов, занимающих первые 20 мест в мире. Разработка общих рекомендаций на основе такого анализа представляется чрезвычайно актуальной задачей для развития российских вузов.

     Основные выводы по результатам участия России в рейтинге «Вебометрикс» 2007 заключаются в следующем:

·      Россию впервые можно причислить к числу лидирующих стран в международном рейтинге университетов: 7 место по количеству вузов, входящих в число 5000 лучших вузов мира, - показателю, характеризующему готовность системы высшего образования к использованию информационных технологий в широких масштабах;

·      145 лучших российских вузов распределены по всем основным регионам России, что особенно важно для обмена информацией и межрегионального общения в условиях нашей огромной страны;

·      Для улучшения позиции России в рейтинге «Вебометрикс» 2008 необходима разработка практических рекомендаций по организации вузовского веб-сайта на основе сравнительного анализа показателей лучших веб-сайтов России и других стран.

     В заключение представляется важным подчеркнуть актуальность и практическую ценность результатов рейтинга «Вебометрикс», особенно для стран с большой территорией, к которым относится Россия. Подробная информация по всем индикаторам рейтинга и показателям веб-сайтов всех вузов-участников обеспечивает возможность относительно быстрого развития на основе анализа результатов (в отличие от рейтингов ARWU и«Times», в которых о существенном улучшении позиций может идти речь лишь в отдаленной перспективе).

     Разработка практических рекомендаций по организации вузовского веб-сайта позволит

вузам

 



[1] О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. Ю.А. Вознесенская. Международные рейтинги университетов как показатель качества высшего образования» //Инновации в образовании. 2007.№6;с.29-42.      

О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. Ю.А. Вознесенская. Международные рейтинги университетов: результаты и перспективы» // Социология образования, 2007, №12.

[2]  InternetLab .http://internetlab.cindoc.csic.es/.

[3]  Webometrics Ranking of World Universities.2007.  http://www.webometrics.info/index.html.

[4] О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. Ю.А. Вознесенская. Международные рейтинги университетов: результаты и перспективы» // Социология образования, 2007, №12.

[5] http://www.webometrics.info/rank_by_country_select.asp.