Карпенко О.М. ,

кандидат экономический наук;

 вице-президент СГА

Бершадская М.Д.,

кандидат технических наук,

Служба поддержки инновационной деятельности СГА,

                                                               Вознесенская Ю.А.,

кандидат филологических наук,

Служба поддержки инновационной деятельности СГА,

Гадрани Л.А.,

Служба поддержки инновационной деятельности СГА

 

 

 

Российские вузы в международном рейтинге веб-сайтов

 

       В последние годы международные рейтинги вузов уже стали привычным явлением в сфере образования. Ежегодно публикуются результаты двух наиболее признанных институциональных рейтингов: академического рейтинга университетов мира (ARWU), разработанного Шанхайским университетом, и международного рейтинга «Приложения по высшему образованию к газете «Times». Вузы мира по этим рейтингам в основном ранжированы в соответствии с их академическими и исследовательскими характеристиками.[1]

    Одновременно появляется и принципиально иной в плане методологии рейтинг университетов, который проводится исследовательской группой из Испании "Laboratorio de Internet"[2], занимающейся изучением образовательной и научной деятельности в сети Интернет. Это рейтинг на основе анализа веб-сайтов вузов (Webometrics Ranking of World Universities)[3]. Некоторые исследователи считают его менее значимым по сравнению с академическими рейтингами, тем не менее, как будет показано ниже, он представляется достаточно интересным и важным по многим причинам.

 

Методологические основы.

      В основе рейтинга лежат четыре критерия, учитывающие только веб-данные основного домена вуза. Каждый из критериев имеет определенный весовой коэффициент, учитывающий значимость соответствующих ему индикаторов.

  1. Размер сайта (size - S) – общее число страниц на сайте, вычисляемое по данным четырех поисковых систем - Google, Yahoo, MSN и Exalead (вес - 25%). 

Качественная и подробная информация, дающая полное описание структуры и деятельности университета на сайте, привлекает как студентов, так и ученых из разных стран.

  1. Визуальность/ цитируемость (visibility - V) - число уникальных гипертекстовых ссылок на сайт с других ресурсов, полученное с помощью систем Yahoo, MSN и Exalead, что дает представление о значимости и качестве опубликованных на сайте материалов (вес - 50%).

Число внешних ссылок, полученных сайтом, показывает, насколько университет интересен людям со стороны, является оценкой заметности сайта, а, следовательно, и авторитетности цитируемых с него материалов.  

  1. Ценные файлы/файлы с данными (rich files - R) – количество файлов публикаций научных работ и результатов исследований, архивированных с помощью Adobe Acrobat (.pdf), Adobe PostScript (.ps), Microsoft Word (.doc) and Microsoft Powerpoint (.ppt) (вес - 12,5%).

Считается, что эти форматы чаще всего используются для публикации научных работ и представления результатов исследований. Большое число подобных файлов говорит о том, что на сайте представлены не только административные отчеты и служебные материалы. Файлы  в форматах PostScript and Powerpoint однозначно указывают на наличие  научных публикаций и, соответственно, являются показателем научной деятельности вуза.

4.      Число научных публикаций, которые собираются из базы данных Google Scholar     

      Sc (вес - 12,5%).

     Все четыре критерия суммируются с учетом весовых коэффициентов по формуле:

Rank =4*V+2*S+1*R+1*Sc

     По сравнению с показателями других рейтингов, отражающих отдельные (релевантные) характеристики университета, веб-индикаторы сайта дают более полное представление о вузе. Помимо научной и педагогической деятельности на сайте отражены и другие виды работ преподавателей, исследователей и студентов вуза, например количество полученных патентов, участие в работе различных правительственных консультативных органов, общественных организаций и т.д. Как правило, дается подробная информация о предлагаемых курсах повышения квалификации, составляющих важную часть учебной работы вуза и др. А самое главное, интернет-сайт предоставляет широкие возможности для неформального общения между учеными и формирования новых связей в научном сообществе.

     Авторы проекта считают, что наличие у вуза собственного сайта позволяет также упростить процесс публикации научных работ преподавателями и исследователями по сравнению с печатными работами и дает тем самым представление о направлениях их профессиональной деятельности. Общеизвестно, что онлайновые публикации гораздо дешевле публикаций на бумажных носителях и имеют более широкую потенциальную аудиторию, Это повышает доступ к публикациям и разработкам вуза научным, коммерческим, политическим и культурным организациям как внутри страны, так и за рубежом.

     Если оценка веб-сайта ниже ожидаемой позиции, занимаемой вузом по академическим показателям (например, по результатам национального и международных рейтингов), то администрации, очевидно, следует пересмотреть политику представления вуза в интернете (веб-политику) и содействовать усилению веб-активности вуза, в частности  путем  увеличения объема и качества электронных публикаций. 

     Очевидно, что в ближайшем будущем информация в Интернете о научных исследованиях будет таким же важным показателем для оценки научной деятельности вуза, как библиографические данные и информация о публикациях в научных журналах. В целом для абитуриентов показатели вузовского веб-сайта вряд ли могут иметь большое значение. Хотя среди определенной части молодежи они могут оказать некоторое влияние на выбор вуза, поскольку лидирующие позиции в данном рейтинге означают, что руководство вуза поощряет использование новых технологий и имеет ресурсы для их практической реализации.

     При организации веб-сайта необходимо учитывать, что в современном мире английский язык является «лингва франка» (языком общения) для научной среды и подавляющей части интернет-пользователей, поэтому вузы и научные центры, публикующие свои материалы только на родном языке, имеют сайты с более низкой цитируемостью по сравнению с сайтами, использующими два и более языков. 

     Отбор вузов основан на использовании международных и национальных источников информации, представленных в табл.1.

Таблица 1

Международные и национальные источники для отбора вузов

Университеты мира (Universities Worldwide)

  univ.cc

Все университеты мира (All Universities around the World)

  www.bulter.nl/universities/

Индекс университетов мира (Braintrack University Index)

  http://www.braintrack.com/

 Университеты Канады (Canadian Universities)

  http://www.uwaterloo.ca/canu/

Университеты Великобритании (UK Universities)

  http://www.scit.wlv.ac.uk/ukinfo/

Университеты США (US Universities)

  http://www.utexas.edu/world/univ/state/

 

    При ранжировании анализируется только основной домен (веб-сайт) вуза или научного центра. Рассмотриваются все учебные заведения, дающие высшее образование (не только университеты). Приблизительно 5-10% вузов не имеют собственного домена, в основном это вузы развивающихся стран.

 

Масштаб исследований в анализе "Вебометрикс".

     По сравнению с другими рейтингам ранжирование на основе анализа веб-сайтов охватывает значительно большее число университетов и научных центров во всех  странах мира. Основной задачей "Вебометрикс" является ранжирование максимально большого числа вузов, в идеале – всех вузов мира.

     В июле 2007 года на основе анализа 13 тысяч вузов составлен рейтинг веб-сайтов более 4 тысяч высших учебных заведений и научных центров, который охватил практически все регионы мира.  В январе 2008 года уже ранжировано более 5 тысяч  веб-сайтов на основе анализа 15 тысяч вузов. Сравнение с рейтингами «ARWU» и «Times» по количественному охвату университетов представлено в табл. 2.

 

Таблица 2

Охват университетов мира в рейтинге Webometrics (июль 2007, январь 2008) в сопоставлении с другими международными рейтингами (2007)

 

Рейтинг

Количество университетов

Рассмотренные университеты

Ранжированные университеты

 

Рейтинг Webometrics

                     июль 2007

                      январь 2008

 

13 000

15 000

 

4000+

5000+

Рейтинг ARWU

2 000

500

Рейтинг Times

520+

200

Источники: Webometrics Ranking of World Universities.2008.

                     http://www.webometrics.info/about_rank.html 

 

 

     Географический охват регионов в анализе "Вебометрикс"представлен в табл. 3.

Таблица 3

Географический охват регионов в анализе «Вебометрикс»

 

 

Регион

 

Количество стран

 

Количество вузов

июль 2007[4]

январь 2008[5]

июль 2007

январь 2008

Африка

47

47

514

516

Азия

45

44

3457

3692

в том числе

Япония

Кита й

Тайвань

Индия

 

579

897                                88

-

 

671

891

-

326

Океания

 

8

9

98

101

в том числе                  Австралия

53

-

Европа

52

52

3966

4216

в том числе

Германия

Великобритания

Франция

Россия

 

371

226

576

477

 

377

228

630

495

Латинская Америка

33

33

2796

2796

в том числе

Бразилия

Мексика

 

1591

-

 

1576

341

Северная Америка

6

6

2195

3545

в том числе                          США

Канада

1996

195

3348

-

Весь мир

191

191

13043

14876

Источник: Webometrics Ranking of World Universities.  http://www.webometrics.info/about_rank.html  

 

 

Лидеры рейтинга.

     Распределение лучших университетов мира по регионам (январь 2008) показано на рис. 1. Как видим, большая часть из первой и второй сотни университетов расположена в Северной Америке. Количественное превосходство над европейскими университетами характеризуется коэффициентом 3,8 в первой сотне, в первых двух сотнях этот коэффициент уменьшается до 1,86, а среди 500 и 1000 лучших вузов Северная Америка и Европа занимают приблизительно одинаковые позиции (при незначительном превосходстве Европы  - соответствующие коэффициенты 1,04 и 1,02 соответственно).

Top 1000 by Continent

Рисунок 1

Количественное распределение лучших университетов мира по регионам[6]

 

Top 100 – из первых 100 вузов, Top 200 – из первых 200 вузов, Top 500 – из первых 500 вузов, Top 1000 – из первой тысячи.

     Распределение по странам вузов, входящих в сотню лучших, показано на рис. 2а. Оно мало отличается от соответствующих данных рейтингов «ARWU» и «Times». Лучшие университеты мира не только имеют высокие академические показатели, но и их сайты прекрасно отражают эти данные, показывая высокие результаты по всем четырем критериям, заложенным в «Вебометрикс».

     Как и в других рейтингах, в «Вебометрикс» лидируют США с большим отрывом от других стран. Здесь находятся 53% из 100 лучших университетов мира (в рейтингах «ARWU» и «Times» 54% и 37% соответственно[7]). Среди европейских стран выделяются Германия (10% вузов первой сотни - второе место после США), Великобритания (6% - третье место после Канады) и Нидерланды (4% - четвертое место в мире, третье в Европе).

     По количеству вузов в первой тысяче (рис. 2 б) лидирующую позицию по-прежнему занимают Соединенные Штаты. Но их превосходство уже существенно меньше, чем в первой сотне (41%), главным образом, за счет значительного увеличения количества стран, вузы которых вошли  в число лучших. Суммарная доля стран, занявших места после 12-го увеличилась от 5% в первой сотне до 20% в первой тысяче. В число этих 20% вошла и Россия (пять вузов - 0,5%).

 

Рисунок 2 

Распределение по странам лучших вузов мира [8]  

 

                                                                                                                а) первая сотня

Top 100 by CountryTop 100 by Country

                            Июль2007                                                                       Январь 2008    

 

                                                                                                         б) первая тысяча                                  

Top 1000 by CountryTop 1000 by Country

                           Июль2007                                                                                 Январь 2008

                          

                                                                                            

 

         В табл.4 представлены университеты, занимающие первые 20 мест в рейтинге «Вебометрикс» (январь 2008), с указанием мест по каждому из четырех индикаторов. Все вузы первой двадцатки находятся в США.

Таблица 4

Двадцать лучших вузов в рейтинге «Вебометрикс" 2008 г.[9]

 

 

 

 

Место по каждому критерию

 

Место в рейтинге

Университет

 

Страна

Страна

 Размер

Цитируемость

Файлы с данными

 

 

 

 

 

 

1

MASSACHUSETTS INSTITUTE OF TECHNOLOGY

Flag of us

1

1

2

4


2

STANFORD UNIVERSITY

Flag of us

4

2

3

7


3

HARVARD UNIVERSITY

Flag of us

3

4

21

1


4

PENNSYLVANIA STATE UNIVERSITY

Flag of us

7

7

7

5


5

UNIVERSITY OF CALIFORNIA BERKELEY

Flag of us

2

3

8

27


6

UNIVERSITY OF MICHIGAN

Flag of us

12

6

14

11


7

UNIVERSITY OF WISCONSIN MADISON

Flag of us

5

10

11

27


8

UNIVERSITY OF MINNESOTA

Flag of us

6

15

1

22


9

UNIVERSITY OF ILLINOIS URBANA CHAMPAIGN

Flag of us

9

9

6

35


10

CORNELL UNIVERSITY

Flag of us

25

5

9

36


11

UNIVERSITY OF TEXAS AUSTIN

Flag of us

17

8

12

38


12

UNIVERSITY OF WASHINGTON

Flag of us

8

12

5

69


13

UNIVERSITY OF PENNSYLVANIA

Flag of us

21

11

53

17


14

COLUMBIA UNIVERSITY NEW YORK

Flag of us

19

17

23

32


15

UNIVERSITY OF CHICAGO

Flag of us

34

14

57

3


16

TEXAS A&M UNIVERSITY

Flag of us

23

33

10

20


17

UNIVERSITY OF CALIFORNIA LOS ANGELES

Flag of us

16

20

22

74


18

UNIVERSITY OF ARIZONA

Flag of us

10

28

26

58


19

UNIVERSITY OF MARYLAND

Flag of us

26

32

16

42


20

PURDUE UNIVERSITY

Flag of us

24

31

13

73

 

 

     Говоря о странах-лидерах, следует отметить 20 стран, выделенных в публикациях «Вебометрикс» 2008 (табл.5) на основе ранжирования вузов, занявших первые 10 и 5 мест внутри каждой страны. Место страны определяется в данном случае суммой показателей ее лучших 10 и 5 вузов.  Приведенные в табл.5 данные мало отличаются от соответствующих данных  2007 года[10] (место Дании заняла Португалия).

 

 

 

Таблица 5

Страны-лидеры по сумме показателей лучших вузов страны

 

Рейтинг 4000

Места по сумме показателей 10 и 5 лучших вузов страны

5 лучших вузов

10 лучших вузов

США

1

1

Канада

2

2

Великобритания

3

3

Германия

4

8

Нидерланды

5

6

Австралия

6

5

Швеция

7

4

Испания

8

10

Япония

9

9

Италия

10

11

Швейцария

11

8

Франция

12

14

Финляндия

13

13

Тайвань

14

17

Бразилия

15

19

Китай

16

24

Чехия

17

20

Австрия

18

12

Норвегия

19

16

Португалия

20

22

 

 

Новый аспект лидерства – первые десять стран по количеству вузов, вошедших в число лучших 5000.

 Наряду с наиболее высокими показателями веб-сайтов (первые 20, 100, 200 вузов и т.д.) представляется важным сопоставить общее количество национальных вузов, вошедших в число лучших 5000. Такое сопоставление позволяет судить о национальной системе высшего образования не по отдельным вузам-лидерам, а в целом, по всей совокупности входящих в нее учебных заведений. Оно отражает и масштабность системы, и ее готовность к восприятию новых информационных технологий.

     Отсюда вытекает еще один аспект лидерства стран в рейтинге «Вебометрикс», отличающийся от рассмотренных выше аспектов выделением стран с наибольшим количеством вузов, вошедших в число 5000. В качестве критерия отбора лидирующих стран мы приняли наличие в стране не менее100 вузов из числа 5000. Оказалось, что из 191 страны всего 10 соответствуют этому критерию. Эти 10 стран представлены на рис. 3. В их число вошла Россия (123 вуза – 8-9 места).

Рисунок 3

Первые десять стран по количеству вузов, входящих в рейтинг 5000 (январь 2008)

     В странах, представленных на рис. 3, суммарное количество вузов, входящих в 5000, составляет 3509 (около 70% от 5000). Лидируют США, как и прежде, с очень большим отрывом от других стран (1870 вузов –37% от 5000). Среди стран, следующих за США, имеет место перестановка и даже смена лидеров. Второе место после США занимает Китай (286 вузов – около 6% от 5000, что на 2% меньше, чем  в июле 2007 года[11]), третье – Япония (268 вузов – 5 %, на 1% меньше), четвертое – Франция (238 вузов – около 5%). Ни одна из этих трех стран не входит в десятку лидеров по числу вузов из первой сотни

(рис. 2а). По показателям лучших вузов страны (табл.4) в первую десятку стран вошла только Япония (9место). В то же время отходят на второй план Канада и Великобритания, занимавшие два следующих места после США как по числу вузов из первой сотни (рис.2а), так и по показателям лучших вузов страны (табл.4). Они отодвигаются на 6 (Великобритания) и 7 (Канада) места (154 в Великобритании и 129 вузов в Канаде, что составляет около 3% от 5000). Высокие результаты показала Россия, впервые выступающая в роли лидера:145 вузов в июле 2007 года – 7 место (3% от 5000) и несколько меньше в январе 2008 года – 123 вуза – 8-9 места (2,5 % от 5000). К числу новых лидеров могут быть отнесены Бразилия (123 вуза – 2,5%), отмечавшаяся в числе 20 стран, и Тайвань (10 место,118 вузов). В Корее, занимавшей 10 место в июле 2007 года, количество вузов, вошедших в рейтинг 5000, в 2008 голу уменьшилось от 101 до 86.

Российские вузы в рейтинге «Вебометрикс».

 

     «Вебометрикс» публикует результаты рейтинга как по отдельным регионам, так и по каждой стране в отдельности. Рейтинг российских вузов возглавляет МГУ им. Ломоносова (129-е место в мире), далее с заметным отрывом от МГУ следуют СПбГУ,  Новосибирский государственный университет, МФТИ, ВШЭ-ГУ, Томский государственный университет, входящие в первую тысячу общемирового рейтинга приблизительно на одном уровне (745-е, 767-е, 838-е, 887-е, 991-е места).

     В табл.5 показано распределение 123 российских вузов в зависимости от результатов рейтинга. Как видим, в первые две тысячи лучших вузов мира входят не только столичные университеты, но и вузы из самых разных регионов страны. Наряду с московскими и санкт-петербургскими университетами (5 и 2 соответственно) в 22 лучших вуза России вошли университеты Сибири (5), Поволжья (4, в т.ч. Татарстан, Удмуртия), Урала (3), центральных районов(1).

    В этом контексте важно подчеркнуть, что равномерность территориального распределения вузов, признанных по тем или иным показателям в мировом образовательном сообществе, чрезвычайно актуальна для развития российской системы высшего образования, особенно с учетом проблем транснационального образования. При рассмотрении результатов всех 123 вузов (рейтинг 5000) можно видеть, что по сравнению с результатами 22 вузов (рейтинг первых двух тысяч) имеет место некоторое выравнивание результатов по регионам – рис. 4 (Центральный и Северо-Западный федеральные округа показаны без учета Москвы и Санкт-Петербурга).

Рисунок 4

Распределение 123 лучших российских вузов по регионам – январь 2008 года.

 

Таблица 6

Российские вузы в рейтинге «Вебометрикс»

 

Первые две тысячи

(22 вуза)

Третья тысяча

(23 вуза)

Четвертая тысяча

(35 вузов)

 

Первая тысяча

(6 вузов)

 

1. МГУ им. М.В. Ломоносова (129)

 

2 СПбГУ (745)

 

3 Новосибирский гос. ун-т (767)

 

4. Московский физико-технический институт /МФТИ/ (838)

 

5. Высшая школа экономики-Гос.ун-т /ВШЭ-ГУ/ (887)

 

6.Томский гос. ун-т (991)

 

 

Вторая тысяча

(16 вузов)

 

7.Казанский гос. ун-т (1253)

 

8.Алтайский гос. ун-т (1346)

 

9. Уральский гос. ун-т (1422)

 

10. Санкт-петербургский гос. ун-т информац. технологий, механики и оптики (1456)

 

11. МГТУ им. Баумана (1482)

 

12. Московский инженерно-физический ин-т /МИФИ / (1499)

 

13.  Пермский гос. ун-т (1532)

 

14. Красноярский гос. ун-т (1568)

 

15.  Томский политехнический

ун-т (1611)

 

16. Челябинский гос. ун-т (1678)

 

17. Иркутский гос. ун-т (1737)

 

18. Нижегородский гос. ун-т (1777)

 

19. Оренбургский гос. ун-т (1840)

 

20. Саратовский гос. ун-т (1891)

 

21. Удмурдский гос. ун-т (1971

 

22. Тамбовский гос. ун-т (1995)

 

 

 

 

 

23. Московский авиационный технологический институт (2034)

24. РУДН (2046)

 

25. Российский гос. гуманитарный

ун-т (2064)

 

26. Южно-Уральский гос. ун-т (2067)

27. Новосибирский гос.

технический ун-т (2112)

26. МГИМО (2161)

27. Дальневосточный гос. ун-т (2236)

28. Российская экономическая школа (2249)

29. МЭСИ (2276)

30. Петропаловский гос. ун-т (2296)

31. Кемеровский гос. ун-т (2322)

32. Воронежский гос. ун-т (2370)

33. Санкт-Петербургский гос. политехнический  ун-т (2412)

34.Российская академия гос.службы при Президенте РФ (2471)

35. Финансовая академия при Правительстве РФ (2510)

36. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (2648)

 

37. Северо-кавказский гос. технический ун-т (2716) /г.Ставрополь/

38. Таганрогский  технологический институт южного федерального ун-та (2719)

39. Московский энергетический институт (МЭИ) (2727)

40. Самарский гос. ун-т (2750)

41. Международный независимый эколого-политологический ун-т (2771)

 

42. Рязанский гос. педагогический  ун-т (2787)

 

43. Башкирский гос. ун-т (2787)

 

44. Ульяновский гос. технический ун-т (2912)

 

45. Уральский гос.технический ун-т (2951)

 

 

 

 

56 Санкт-Петербургский гос. ун-т телекоммуникаций  (3024)

57. Российская академия гос. службы при Президенте РФ(3045)

58. Санкт-петербургский гос. ун-т  экономики и финансов (3068)

59. Мурманский гос. технический ун-т (3077)

60. Московский Энергетический Институт (3086)

61. Кубанский гос. ун-т (3087)

62. Международный независимый эколого-политологический ун-т (3164)

63. Тюменский гос. ун-т (3183)

64. Московский гос.индустриальный ун-т (3197)

65. Белгородский гос. ун-т (3221)

66. Поморский гос. ун-т (3231)

67. Московский гос. ун-т СТАНКИН (3254)

68. Российский гос. ун-т нефти и газа им. Губкина (3285)

69. Якутский гос. ун-т (3339)

70. Российский гос. ун-т им. И.Канта - Калининград(3343)

71. Астраханский гос. ун-т (3354)

72. Московский гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики /МИРЭА/ (3372)

73Европейский ун-т в Санкт-Петербурге3374)

74. Ивановский гос. энергетический ун-т (3437)

75.Государственный университет управления (3458)

76. Санкт-Петербургский гос. ун-т аэрокосмического приборостроения. (3460)

77. Ярославский гос. Педагогический

 ун-т (3531)

78. Современный гуманитарный университет (3545)

79 Бурятский гос. ун-т (3616)

80.Ижевский гос. технический ун-т (3641)

81 Барнаульский  гос. педагогический ун-т (3642)

82. Московский гос. ун-т стали и сплавов (3659)

83. Вологодский гос. технический ун-т (3671)

84. Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (3695)

85. Санкт-петербургский гос. электротехнический ун-т (3705)

86. Ульяновский гос. ун-т (3767)

87. Смоленский гуманитарный. ун-т (3844)

88. Омский гос. ун-т (3907)

89. Самарский гос. аэрокосмический ун-т им.С.П.Королева (3934)

 

       Следует отметить заметное отставание Южного и Дальневосточного округов, хотя именно для этих регионов усиление веб-политики вузов представляется особенно важным (Южный округ ухудшил свои результаты по сравнению с июлем 2007 года: 5 вузов по сравнению с 8  - см. табл.7).

 

Таблица 7

Распределение лучших российских вузов по регионам

 

Регион

 

Количество вузов, вошедших в рейтинг 5000

Июль 2007

Январь2008

Центральный

     в том числе Москва

59

45

49

37

Приволжский

24

21

Северо-западный

     в том числе Санкт-Петербург

22

14

18

12

Сибирский

18

18

Уральский

9

7

Южный

8

5

Дальневосточный

5

5

 

 

      Показатели веб-сайтов 20 лучших вузов России представлены в табл. 8. Эти данные, могут служить ориентиром при определении веб-политики российских вузов. В этом контексте представляет особый интерес сопоставление с соответствующими характеристиками лучших американских вузов, занимающих первые 20 мест в мире, (табл.4). Разработка общих практических рекомендаций на основе такого анализа представляется чрезвычайно актуальной для развития российских вузов.

 

 

Таблица 8

Основные характеристики веб-сайтов лучших вузов России (первые 20)

Январь 2008 г.

 

Место в российском рейтинге

Место в международном рейтинге

Университет

 Размер

 Цитируемость

Файлы с данными

Публикации

 

1

129

 МГУ им. М.В. Ломоносова

221

66

432

 151


2

745

Санкт-Петербургский гос. университет

918

977

599

 807


3

767

 Новосибирский гос.университет

464

967

1,143

 1,040


4

838

Московский физико-технический институт /МФТИ/

576

825

1,791

 1,227


5

887

 Высшая школа экономики - Гос.ун-т /ВШЭ-ГУ/

803

1,232

1,151

 630


6

991

Томский гос. университет

838

1,318

1,614

 627


7

1253

  Казанский гос.университет

1,221

1,810

1,686

 474


8

1346

 Алтайский гос.университет (г.Барнаул)

1,803

1,729

1,867

 479


9

1422

 Уральский гос.университет (г.Екатеринбург)

1,315

2,114

1,899

 406


10

1456

 Санкт-Петербургский гос. ун-т информац. технологий, механики и оптики

909

2,367

1,403

 952


11

1482

  МГТУ им.Баумана

1,100

1,717

3,017

 1,464


12

1499

Московский инженерно-физический ин-т /МИФИ/

1,333

2,481

1,565

 203


13

1532

 Пермский гос.университет

1,592

1,783

3,058

 903


14

1568

 Красноярский гос.университет

824

2,453

2,565

 456


15

1611

Томский гос. политехнический  университет

1,475

2,142

2,230

 1,403


16

1678

Челябинский гос.университет

2,523

1,975

2,731

 703


17

1737

Иркутский гос.университет

2,625

2,258

1,875

 1,022


18

1777

   Нижегородский гос. университет

1,084

3,035

2,389

 315


19

1840

Оренбургский гос.университет

3,247

1,610

4,424

 627

 

20

1891

Саратовский гос.университет

1,087

2,865

2,523

 1,554

 

 

 

     Основные выводы по результатам участия России в рейтинге «Вебометрикс» 2007 - 2008 заключаются в следующем:

·      Россию впервые можно причислить к числу лидирующих стран в международном рейтинге университетов: 7-9 места по количеству вузов, входящих в число 5000 лучших вузов мира, - показателю, характеризующему готовность системы высшего образования к использованию информационных технологий в широких масштабах;

·      Лучшие российские вузы распределены по всем основным регионам России, что особенно важно для обмена информацией и межрегионального общения в условиях нашей огромной страны;

·      Для улучшения позиции России в рейтинге «Вебометрикс» 2009 необходима разработка практических рекомендаций по организации вузовского веб-сайта на основе сравнительного анализа показателей лучших веб-сайтов России и других стран.

                      

***

     В заключение представляется важным подчеркнуть актуальность и практическую ценность результатов рейтинга «Вебометрикс», особенно для стран с большой территорией, к которым относится Россия. Подробная информация по всем индикаторам рейтинга и показателям веб-сайтов всех вузов-участников обеспечивает возможность относительно быстрого развития на основе анализа результатов (в отличие от рейтингов ARWU и«Times», в которых о существенном улучшении позиций может идти речь лишь в отдаленной перспективе).

     Разработка практических рекомендаций по организации вузовского веб-сайта позволит

вузам

 

 

 

 



[1] О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. Ю.А. Вознесенская. Международные рейтинги университетов как показатель качества высшего образования» //Инновации в образовании. 2007.№6;с.29-42;      

О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. Ю.А. Вознесенская. Международные рейтинги университетов: результаты и перспективы» // Социология образования.2007.№12, с.49-62.

[3]  Webometrics Ranking of World Universities.  http://www.webometrics.info/index.html

[4] О. М. Карпенко, М.Д. Бершадская, Ю.А. Вознесенская. Роль веб-сайта в комплексной характеристике вуза: реультаты международного рейтинга.//Социология образования. М.2008, №2, с.4-16

 

[5] Webometrics Ranking of World Universities.2008. http://www.webometrics.info/about_rank.html

[6] Диаграмма заимствована из материалов проекта «Webometrics Ranking of World Universities» 2008. http://www.webometrics.info/about_rank.html

[7] О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. Ю.А. Вознесенская. Международные рейтинги университетов: результаты и перспективы» // Социология образования. М.2007.№12, с.49-62.

 

[8] Диаграммы заимствованы из материалов проекта «Webometrics Ranking of World Universities» 2007г. и 2008г.   http://www.webometrics.info/about_rank.html

 

[9]Webometrics Ranking of World Universities.2008.  http://www.webometrics.info/

10 О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. Ю.А. Вознесенская. Международные рейтинги университетов: результаты и перспективы» // Социология образования. М.2007.№12, с.49-62.

 

 

[11] Там же