И.А. Крутий

Ю.В. Новикова

 

Эффективность инвестиций в человеческий капитал

(с индивидуальной точки зрения)

 

Благодаря идеям, заложенным в теории человеческого капитала, изменилось отношение общества к вложениям в человека. В этих вложениях научились видеть инвестиции, обеспечивающие не только производственный эффект, но и выгоды для самого человека. В данной статье мы рассмотрим, что такое человеческий капитал и какова эффективность инвестиции в него с точки зрения конкретного человека.

Теория человеческого капитала оформилась как самостоятельный раздел экономического анализа на рубеже 50–60-х годов XX века. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу [1], а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г. Беккера (также лауреата Нобелевской премии) «Человеческий капитал» [2]. Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки.

Человеческий капитал это капитал в форме знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе образования и практической деятельности и позволяющих ему успешно выполнять свою профессиональную деятельность. Этот капитал формируется  в процессе образования и  используется человеком в определенной сфере общественного производства. 

Итак, основную роль в формировании и развитии человеческого капитала играет образование. Концепция человеческого капитала предполагает, что вложения человеком средств в образование производятся на рациональной основе – ради получения больших доходов в будущем. Здесь, как и в случае с любыми другими инвестициями, человеку необходимо определить экономическую эффективности вложений в себя самого, в свой человеческий капитал.

Под экономической эффективностью принято понимать соотношение между величиной полезного результата (как степени достижения поставленной цели) и затратами на получение этого эффекта. Это правило справедливо и при оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал. Экономический эффект образования для работника измеряется прежде всего приростом его дохода в будущем.

В реальной жизни вряд ли кто-нибудь принимает решение о поступлении в высшее учебное заведение на основе сложных расчетов. Обычно человек использует те или иные субъективные оценки, а также сравнивает дополнительные доходы в будущем от полученного образования с затратами на него.

Можно предложить следующий способ оценки эффективности инвестиций в образование: суммарные дополнительные доходы в будущем, связанные с наличием высшего образования, должны существенно превышать суммарные расходы на получение этого образования. Тогда, с точки зрения собственника, инвестиции эффективны. На основе этого же принципа легко посчитать срок окупаемости инвестиций в образование.

Начнем с расчета дополнительных доходов. Суммарные дополнительные доходы от высшего образования в упрощенном виде можно рассматривать как различия в заработках между категориями работников, имеющих разный уровень образования, т.е. между заработной платой человека, не имеющего высшего образования и человека, получившего его.

Сегодня в России уровень дохода человека в большинстве случаев напрямую зависит от уровня образования. Разработкой данного вопроса серьезно занимаются многие ученые, специалисты разных направлений: экономисты, социологи, психологи и др.  Согласно их исследованиям, «взаимосвязь заработков и уровня образования работников в России, несмотря на существенные различия по отраслям в целом, достаточно устойчивая. Прирост заработков по образованию в России сегодня варьируется по отраслям от 130 до 475%, а средневзвешенный прирост составляет 240%» (табл. 1) [3] .

Все дальнейшие расчеты мы будем проводить на примере выпускника средней школы, собирающегося получить высшее образование в СГА на условиях полной оплаты обучения. Следовательно, для расчетов эффективности инвестиций в человеческий капитал, согласно данным, приведенным в табл. 1, можно взять коэффициент 2 (столбец 5/столбец 2).  Следует оговорить, что мы не будем учитывать возрастание доходов работающих с увеличением производственного опыта и получением дополнительного образования.

Таблица 1

Различия в годовых начисленных заработках по уровню образования

и отдельным отраслям россий­ской промышленности, 2000 г., тыс. руб. [3]

 

Отрасль

 

 

Уровень образования

Прирост

заработков по образованию, %

(5 : 1)

1)  неполное среднее общее

2)  полное среднее

3) пту

4) суз

5) вуз

 

Нефтедобывающая

47,4

68,9

87,9

113,9

175,2

370

Нефтеперерабатывающая

31,5

50,3

58,2

68,2

95,1

300

Нефтехимическая

16,6

24,5

29,2

34,4

53,4

320

Газовая

43,9

66,5

92,0

153,2

207,9

475

Угольная

67,2

69,9

72,8

81,2

86,7

130

Черная металлургия

38,4

46,2

58,3

69,9

83,1

215

Хлебопекарная

27,3

29,1

32,3

36,9

51,1

185

Мясная

20,9

24,1

28,9

34,8

48,4

230

Молочная

22,8

23,9

26,0

33,7

42,8

190

Средневзвешенная

36,5

45,1

54,2

66,8

88,1

240

 

Рассчитано по: Промышленность России. 2002. Госкомстат России. М.,2002.

 

Итак, посчитаем потенциальную заработную плату работников с высшим образованием и, как разницу между ней и прожиточным минимумом, суммарный дополнительный доход  отдельно по Москве и федеральным округам России (табл. 2). Для всех дальнейших расчетов используются данные Госкомстата РФ [4].  Будем считать, что человек со средним общим образованием получает заработную плату, равную прожиточному минимуму, учитывая отсутствие у него какой-либо специальности.

 

Таблица 2

Суммарный дополнительный доход человека,

получаемый от высшего образования, руб.

 

Округ

Прожиточный минимум, 2004 год

Потенциальная

з/пл. работников с высшим образованием

Суммарный дополнительный доход за год

г. Москва

 

3611

7222

43332

Центральный

Федеральный округ

2157,5

5178

36246

Северо-Западный

Федеральный округ

2689,5

6454,8

45183,6

Южный

Федеральный округ

1936,9

4648,56

32539,92

Приволжский

Федеральный округ

2116,3

5079,12

35553,84

Уральский

Федеральный округ

2709,7

6503,28

45522,96

Сибирский

Федеральный округ

2692,9

6462,96

45240,72

Дальневосточный

Федеральный округ

3927,9

9426,96

65988,72

 

Обратимся далее к расходам обучающегося. Суммарные расходы на получение высшего образования складываются из:

  прямых затрат или расходов потенциального работника в виде оплаты обучения,

  упущенного заработка, являющегося другим источником издержек и появляющегося в связи с тем, что в процессе вложения в человеческий капитал работнику не удается работать вообще или приходится трудиться в режиме неполного рабочего дня.

Затраты на образование – это оплата стоимости обучения в высшем учебном заведении. В качестве примера возьмем выпускника средней школы, желающего получить высшее образование в Современной гуманитарной академии на условиях полной самостоятельной оплаты обучения.

Годовая стоимость обучения составляет:

  в г. Москве: 22800 руб. в год или 91200 руб. за четыре года обучения,

  в регионах: 15950 руб. или 63800 за четыре года обучения.

Учтем также упущенную выгоду, то есть те доходы, которые студент мог бы получить за четыре года учебы. Учитывая отсутствие у школьника какого-либо специального образования и квалификации, величину упущенных доходов зафиксируем также на уровне прожиточного минимума (табл. 3).

Таблица 3

Суммарные расходы на получение высшего образования

(на примере студентов СГА)

 

Округ

Стоимость обучения, всего

Прожи-точный минимум, мес.

Упущенные доходы, всего

Суммарные расходы

г. Москва

91200

3611

173328

264528

Центральный

федеральный округ

63800

2157,5

103560

167360

Северо-Западный

федеральный округ

63800

2689,5

129096

192896

Южный

федеральный округ

63800

1936,9

92971,2

156771,2

Приволжский

федеральный округ

63800

2116,3

101582,4

165382,4

Уральский

федеральный округ

63800

2709,7

130065,6

193865,6

Сибирский

федеральный округ

63800

2692,9

129259,2

193059,2

Дальневосточный

Федеральный округ

63800

3927,9

188539,2

252339,2

 

А теперь рассчитаем срок окупаемости инвестиций человека в самого себя, в свое образование, то есть в развитие своего человеческого капитала. Для этого поделим общие суммарные расходы на обучение в вузе (табл. 3) на дополнительные годовые доходы работника с высшим образованием (табл. 2) и получим число лет, за которое потраченные деньги полностью вернутся. Это и есть срок окупаемости инвестиций, то есть то количество лет, через которое вложения полностью окупятся (табл. 4).

Таблица 4

Срок окупаемости инвестиций в человеческий капитал

 (на примере студентов СГА)

 

Округ

Суммарный дополнительный доход, руб/год

Суммарные расходы, общие, руб.

Срок окупаемости, лет

г. Москва

 

43332

264528

6,1

Центральный

федеральный округ

36246

167360

4,6

Северо-Западный

федеральный округ

45183,6

192896

4,3

Южный

федеральный округ

32539,92

156771,2

4,8

Приволжский

федеральный округ

35553,84

165382,4

4,7

Уральский

федеральный округ

45522,96

193865,6

4,3

Сибирский

федеральный округ

45240,72

193059,2

4,3

Дальневосточный

федеральный округ

65988,72

252339,2

3,8

 

Как видно из таблицы, срок окупаемости инвестиций в обучение в СГА варьируется по регионам и колеблется в пределах от трех до шести лет, а в среднем составляет 4,5 года.

Итак, об эффективности вложения денег в самого себя, высшее образование, то есть развитие своего человеческого капитала говорят следующие факты:

  срок окупаемости инвестиций в образование (на примере СГА) колеблется в пределах от 3 до 6 лет, а в среднем составляет около 4,5 лет;

  учитывая, что около 40% заработной платы являются скрытой, теневой частью и учтены не были, в реальности этот срок  может снизиться до 3 лет;

  учитывая, что стаж работы выпускника вуза составляет обычно около 40 лет, оставшиеся 35 лет он будет работать полностью «на себя», пожиная плоды учебы в высшем учебном заведении и получая чистый доход от своих инвестиций.

  общие суммарные доходы, учитывая приведенные выше цифры, во много раз превысят общие суммарные расходы на получение специальности.

Во всех развитых странах инвестиции в образование – одно из наиболее эффективных мероприятий как с точки зрения самого человека, так и общества в целом. В России образование долгое время было бесплатным для обучающегося. Сегодня, когда и коммерческие, и государственные вузы предоставляют возможность учиться на платной основе, человек может принимать активное участие в формировании своего человеческого капитала, в который он и вкладывает деньги, платя за получаемое образование.

Отметим еще один важный и принципиальный момент: кроме материального выигрыша повышение уровня образования человека часто дает ему количественно слабо измеримые, но важные преимущества в виде улучшения условий труда, досуга и потребительского выбора. Кроме того, человек получает более широкий доступ к интересной, приятной и перспективной работе. Обязательно нужно отметить также повышение престижа в обществе и возможность получения удовлетворения от самореализации.

Во всем мире заработная плата рассматривается  в качестве мерила  уважения, с которым общество относится к конкретной профессии. Согласно результатам исследований ученых разных стран, 60% разницы в доходах людей приходится на образование, а 40% – на все остальные факторы (здоровье, природные способности, социальное происхождение) [5].  Поэтому, вкладывая средства в высшее образование, человек в первую очередь определяет свое будущее.

 

Литература

 

1.  Schultz T. Investment in Human Capital. NY., 1971.

2.  Becker, Gary S. Human capital: theoretical and empirical analysis, with special reference to education. NY., 1964.

3.  Майбуров И. Эффективность инвестирования и человеческий капитал в США и России // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 3.

4.  Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004 год. Госкомстат России.

5.  Давыдов А.Ю. Образовательный фактор в формировании и развитии человеческого капитала. Пятигорск, 2001.