Н.Ф. Шляхта

кандидат психологических наук

И.В. Тихомирова

кандидат психологических наук

Институт психологии обучения СГА

 

Типология студенчества: проверка устойчивости выявленных таксонов обучаемости

 

Для обеспечения эффективности обучения и повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг современные образовательные технологии должны учитывать индивидуальные особенности обучающегося: его обученность (уровень компетентности), обучаемость (способности усваивать новое), стиль индивидуального учения. В связи с этим актуальными являются исследования разнообразия индивидуальностей, которые представлены в популяционной выборке, приходящейся на студенческий возраст, и разработка на этой основе типологии студенчества. Выполнение этой задачи позволит разрабатывать рекомендации по выбору оптимальной стратегии обучения с использованием средств, предоставляемых образовательной технологией СГА (количество повторов, размеры «порций» учебной информации, рекомендуемые для усвоения в «один присест», тренинги в построении логических схем, ориентация на групповую или индивидуальную формы работы и пр.). Настоящее исследование представляет собой один из этапов разработки такой типологии студенчества.

Следует заметить, что разработка типологий в современной психологической науке является одновременно и очень привлекательной, и довольно сложной процедурой. Кроме того, если обратиться к исходному методологическому значению понятия «типология», то увидим, что это не только некоторая окончательная классификация феноменов, но и метод научного познания. В рамках исследовательских задач допустимо использование так называемых «рабочих моделей». В таких моделях соотношение между основаниями не всегда строго ортогональные (невзаимосвязанные). В качестве примеров могут выступить хорошо известные классификации типов телосложения Э. Кречмера и У. Шелдона, типологии Майерс-Бриггс и Д. Кейрси и т.д.

Модель обучаемости, разрабатываемая в Институте психологии обучения (ИПО) СГА, представлена двумя параметрами, которые имеют непосредственное отношение к общим способностям человека в усвоении знаний: темпом усвоения знаний (показатель ТУЗ-В) и уровнем интеллектуального развития (IQ). На основе применения квартиль-процентного критерия к распределению значений показателей ТУЗ-В и IQ были выделены три диапазона значений для каждого показателя, которые качественно можно определить как диапазон низких значений, диапазон средних значений, диапазон высоких значений. Таким образом, возможное сочетание выделенных диапазонов значений по каждому из двух показателей составило 9 качественно отличных единиц (таксонов). Каждый таксон характеризуется определенным сочетанием значений IQ и ТУЗ-В:

НН – низкий IQ и низкие значения ТУЗ;

НС – низкий IQ и средние значения ТУЗ;

НВ – низкий IQ и высокие значения ТУЗ;

СН – средний IQ и низкие значения ТУЗ;

СС – средний IQ и средние значения ТУЗ;

СВ – средний IQ и высокие значения ТУЗ;

ВН – высокий IQ и низкие значения ТУЗ;

ВС – высокий IQ и средние значения ТУЗ;

ВВ – высокий IQ и высокие значения ТУЗ.

На основе данных, полученных на студентах-первокурсниках СГА, расположение таксонов по численности входящих в них студентов можно представить следующим образом: наибольший «удельный вес» имеют таксоны СС, СВ, СН, ВС; а наименьший – таксоны ВН, НВ, ВВ.

Для проверки устойчивости выявленного распределения студентов по таксонам обучаемости было предпринято специальное исследование на студентах младших курсов другого вуза –  Московского государственного открытого педагогического университета (МГОПУ).

В исследовании использовались бланковые формы методики ТУЗ-В и интеллектуального теста Амтхауэра. Эксперименты проводились в индивидуально-групповой форме. Процедура проведения, обсчета и распределения студентов по таксонам была аналогична стандартной, примененной для студентов СГА [1]. В экспериментах приняли участие студенты психологического факультета дневного отделения 1-го и 2-го курсов МГОПУ – всего 76 чел.; для таксономии использованы данные 56 человек. Следует отметить, что студенты МГОПУ, участвовавшие в экспериментах, также как и студенты СГА обучаются на платной основе; среди них есть москвичи и жители Подмосковья. Отбор студентов осуществлялся по результатам вступительных экзаменов. Особенность выборки состоит в том, что большинство (так же как и в СГА) составляют девушки.

 

Результаты исследования

 

Значения темпа усвоения знаний и показателей интеллекта, полученные на выборке студентов МГОПУ, приведены в табл. 1. Для сравнения в нее включены и данные студентов 1-го курса СГА (п=127 чел.), полученные при использовании бланковых методик.

Таблица 1

Средние значения темпа усвоения знаний и индекса интеллекта для двух выборок студентов

 

Показатель

Выборка

Сред. знач.

Мин. знач.

Макс. знач.

Ст. отклонение

ТУЗ-В

МГОПУ

8,2

1,1

20,7

3,7

СГА

6,3

0,6

33,1

4,8

IQ

МГОПУ

102

82

125

15,1

СГА

96

64

133

21,9

 

Примечание. Значения ТУЗ-В представлены в виде количества приведенных понятий, усвоенных за 45 мин.; показатели интеллекта, полученные по методике Амтхауэра, переведены в значения IQ по шкале Векслера.

 

Приведенные в табл. 1 данные свидетельствуют, что и уровень интеллектуального развития и средние значения ТУЗ-В у студентов МГОПУ выше. Оценка значимости различий, проведенная с помощью критерия Стьюдента, подтвердила достоверность различий на уровне р<0,01. Это может быть следствием того, что в МГОПУ действует система вступительных экзаменов, и в число студентов попадают лица с более высокими интеллектуальными возможностями.

Распределение студентов МГОПУ по таксонам обучаемости приведено в табл. 2, там же указаны проценты, характеризующие распределение по таксонам и студентов 1-го курса СГА.

 

Таблица 2

Распределение студентов по таксонам обучаемости

 

 

 

 

 

Уровень интеллекта

низкий

средний

высокий

значения ТУЗ-В

высокий ТУЗ

НВ

СГА 2%

МГОПУ 2%

СВ

СГА 5%

МГОПУ 9%

ВВ

СГА 6%

МГОПУ 5%

средний ТУЗ

НС

СГА 6%

МГОПУ 0%

СС

СГА 45%

МГОПУ 63%

ВС

СГА 12%

МГОПУ 16%

низкий ТУЗ

НН

СГА 7%

МГОПУ 0%

СН

СГА 14%

МГОПУ 5%

ВН

СГА 3%

МГОПУ 0%

 

Примечание. Каждая клетка таблицы представляет таксон обучаемости, образованный показателями уровня интеллекта и темпа усвоения знаний. Всего таксонов 9; качественное своеобразие каждого представлено в названиях НВ, СВ, ВВ и т.д.

 

Полученные в результате сравнительного анализа данные позволяют говорить об устойчивости закономерностей распределения студентов младших курсов по таксонам обучаемости вне зависимости от типа вуза.

Наибольшее число студентов МГОПУ, так же как и в выборке студентов СГА, оказалось в таксоне СС – 63%. Следующим по количеству студентов является таксон ВС  – 16%. Затем следует таксон СВ – 9%. По 5% имеют таксоны ВВ и СН. Наименьшее количество студентов приходится на таксон НВ – 2%. Три таксона: НС, НН, ВН остались незаполненными, т.е. в выборке студентов МГОПУ не оказалось студентов с нормативными значениями ТУЗ-В и интеллекта, характеризующими данные таксоны. Соотношение таксонов по численности входящих в их состав студентов представлено на рисунке.

 

Рисунок. Сопоставление по численности таксонов обучаемости, выделенных на выборке студентов СГА и МГОПУ

Примечание. По вертикали представлены данные о численности таксонов (в %);  по горизонтали приведены обозначения таксонов в порядке их убывания в выборке студентов СГА.

 

Выводы

 

1. Наличие прямого соответствия между показателями заучивания и уровнем развития интеллекта справедливо для большой группы студентов (примерно 60–70% в студенческой выборке). В то же время имеется довольно существенная часть обучающихся (приблизительно 30–40%), у которых взаимосвязи между этими показателями не являются однонаправленными: высокий темп заучивания может сочетаться с невысоким интеллектом и наоборот.

 2. Среди студентов младших курсов СГА чаще по сравнению с другими вузами (в данном случае МГОПУ) встречаются индивиды с таким сочетанием: низкий интеллект и низкий ТУЗ, низкий интеллект и средний ТУЗ, а также высокий интеллект и низкий ТУЗ. Это ставит вопрос о необходимости дополнительного психологического сопровождения таких групп студентов в СГА. Так как эти студенты могут испытывать трудности при запоминании и осмыслении большого объема учебного материала, для них можно предусмотреть дополнительные занятия, направленные на развитие мнемических или интеллектуальных приемов учебной работы.

 

Литература

 

1. Карпенко М.П., Чмыхова Е.В., Тихомирова И.В., Шляхта Н.Ф. К проблеме создания типологии студентов СГА // Труды СГУ. Вып. 78. Гуманитарные науки. Психология и социология образования. М., 2004. С. 11–18.