Н.В. Шестак

С.Ю. Астанина

 

Роль научных школ в подготовке молодых ученых

 

Уже многие годы отмечается повышенный интерес к исследованию процессов развития научно-теоретического знания. Сохранению этой устойчивой ориентации, по-видимому, способствуют как внутринаучные, так и внешние по отношению к науке факторы – все увеличивающаяся мировоззренческая и методологическая значимость науки как формы общественного сознания, растущее понимание со стороны широких слоев общества ее роли в развитии производства, в дальнейшей судьбе человечества.

Современная гуманитарная академия (СГА) является образовательным центром, который стремится совершенствовать учебный процесс на основе научных разработок своих исследовательских коллективов, ведущих исследования в области социологии, психофизиологии, психологии. СГА в настоящее время – самый крупный в России негосударственный вуз, использующий оригинальную информационно-спутниковую телекоммуникационную технологию обучения, разработанную под руководством ректора СГА М.П. Карпенко [1], которая предоставляет людям любого возраста возможность получить качественное высшее образование на месте его проживания и профессиональной деятельности.

Научно-исследовательские работы в этом направлении проводят подразделения СГА в соответствии с потребностями академии. В 2005 году по основным направлениям научных приоритетов СГА были созданы и развиваются новые институты. Так, например, работа Института комплексных социальных исследований Отделения научно-исследовательских работ (ИКСИ ОНИР) СГА в области экономики, социологии и управления разворачивается по трем основным направлениям:

  изучение фундаментальных социальных и экономических процессов;

  разработка методологических подходов;

  проведение прикладных исследований.

Образование изучается как социальный институт со свойственными только ему функциями в обществе, во взаимосвязи с другими социальными институтами, в контексте развития дистанционного и транснационального образования. Развитие информационно-коммуникационных технологий, создание на их основе единого образовательного пространства России имеет исключительно важное значение и как фактор интеграции входящих в нее субъектов [1].

Научные школы как объект изучения философии, социологии, истории науки, науковедения появились в контексте проблем эффективности деятельности научных коллективов. В последнее время внимание к научным школам вновь привлечено в связи с кризисом науки в условиях переходного периода России, связанного с сохранением интеллектуального потенциала.

Концептуальные основы преобразования науки в постперестроечный период предусматривали не только продолжение развития фундаментальных исследований, заложенных в советское время, но и концентрацию ресурсов для поддержки приоритетных направлений, активизацию рыночных отношений в научно-технической сфере, сокращение влияния ведомственных барьеров в науке, больший учет регионального фактора в проведении научной политики [2]. Однако стремительный экономический спад в стране негативно отразился на финансировании науки, образования и других потребителей федерального бюджета. В этих условиях для сохранения научного потенциала страны появилось новое направление в научной политике, связанное с социальной защитой ученых. Были приняты решения на высшем государственном уровне. В 1995 году выходят два постановления правительства, направленные на поддержку ведущих научных школ страны: «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок» от 17 апреля 1995 года № 360 и «О государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации» от 26 сентября 1995 года № 957.

В Российском фонде фундаментальных исследований (РФФИ) была организована специальная группа по выявлению научных школ, определению их рейтинга и контролю за предоставлением соответствующих грантов. По свидетельству участников данной работы, трудно было различить активно работающий коллектив и научную школу. Проблема идентификации научных школ приобретает актуальное значение. Существуют и объективные причины, стимулирующие исследование этой проблемы:

  Научная школа является многоцелевым объединением ученых, когда процесс получения новых знаний сопровождается процессом «воспроизводства» поколений ученых.

  Многолетнее существование научных школ доказало эффективное воздействие их на научно-технический прогресс.

  Эффективное управление наукой, по существу, сводится к управлению научными коллективами, среди которых находится и научная школа как особый случай, способствующий высокой интенсификации труда.

  Отношение научных школ и научных коллективов в структуре институализации науки меняется с течением времени, и поэтому жизнь научной школы имеет определенные временные границы [3].

Феномен научной школы можно описать как особую научно-образовательную категорию, характеризующуюся способностью к самоформированию активной деятельности. Чаще всего основным системообразующим фактором школы является ее научный лидер, органически сочетающий выдающиеся научно-педагогические способности с функциями организатора творчески одаренных единомышленников [4]. Вокруг такого ученого объединяется группа его соратников и учеников, которые разделяют его идеи и общие теоретические принципы, методологию исследования. Как правило, все они вместе выполняют определенную исследовательскую программу, разработанную и предложенную этим ученым. В ходе ее выполнения идет обмен мнениями и результатами. Важной функцией подобной школы является забота о научной смене. Ученый-руководитель стремится воспитать единомышленников из числа начинающих исследователей (студентов, аспирантов). Однако процесс этот долгий и кропотливый. Решение этой задачи, применительно к вузу, облегчается тем, что он одновременно выполняет образовательные и научные функции [4; 5].

Определение и понятие «научная школа». Науковеды различают несколько социальных форм организаций научных сообществ. Сам термин «научная школа» многозначен.

Анализ понятий показал, что на сегодняшний день используются три категории понятий «научная школа», это:

  формальное объединение, организация научно-образовательного плана различного статуса;

  исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению вуза или исследовательского института;

  направление в науке, объединившее интересы группы исследователей.

Стержневым элементом формирования научной школы является социально и научно значимая исследовательская программа, охватывающая предметно-логические, научно-социальные, личностно-психологические и организационно-экономические компоненты.

Таким образом, научная школа – это интеллектуальная, эмоционально-ценностная, неформальная, открытая общность ученых разных статусов, разрабатывающих под руководством лидера выдвинутую им исследовательскую программу. Существенным признаком научной школы является то, что одновременно реализуются функции производства, распространения, защиты научных идей и обучения молодых ученых.

Приведенное определение практически полностью соответствует определению научной школы, закрепленному в Положении о грантовой поддержке этих школ на уровне Правительства РФ: «Научные коллективы, завоевавшие известность высоким уровнем исследований в достаточно широком научном направлении (ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002–2006 годы»), устойчивостью научной репутации и традиций, преемственностью поколений в ходе подготовки научных кадров высокой квалификации».

Основные характеристики научной школы. В соответствии с определением, основными характеристиками научной школы являются:

  известность;

  высокий уровень исследований, их оригинальность;

  научная репутация;

  научные традиции;

  преемственность поколений [3; 4; 5].

Немаловажный признак в отношении характеристики научной школы это то, что она (деятельность школы) проверяется временем. Временной фактор очень важен.

Учитывая перечисленные характеристики, следует отметить, что не каждый научный коллектив вуза может претендовать на звание научной школы и тем более ведущей научной школы.

Во-первых, коллектив  должен выполнять все функции научной деятельности: производство знаний (исследование), их распространение (коммуникацию) и воспроизводство – как знаний, так и самого научного сообщества.

Во-вторых, объединение должно обладать основными признаками научной школы:

1) минимальный цикл, позволяющий фиксировать существование школы – это три поколения исследователей (основатель, последователь-преемник, ученики преемника);

2) наличие лидера – крупного ученого, обладающего педагогическим мастерством и личным авторитетом;

3) сохранение в научной школе атмосферы творчества, общей программы исследований и подхода к изучаемым проблемам;

4) формирование и постоянное пополнение группы последователей лидера, поддерживающих с ним контакты, разделяющих ценности и традиции школы, способных к самостоятельному поиску.

В-третьих, научную школу можно рассматривать как неформальное творческое содружество исследователей разных поколений, сплоченных общим стилем исследовательской деятельности и добившихся значительных научных результатов.

Научная школа отличается от научного коллектива рядом признаков. Во-первых, тематика исследований в школе более однородна, чем в лаборатории или отделе. Во-вторых, коллектив научной школы подразделяется по своим деловым качествам на «генераторов» идей, «эрудитов», «критиков», «организаторов» и т.п. В формальном коллективе деление специалистов осуществляется по должностям. В-третьих, в процессе воспроизводства поколений ученых в школе научным руководителем молодых исследователей является ученый, представитель данной школы, тогда как в научной лаборатории или отделе руководителем может быть ученый и не принадлежащий к данной организации. В-четвертых, в школе происходит постоянный процесс накопления и структуризации научного знания, тогда как в формальном коллективе знания, если они даже получены, не структурируются из-за распыленности тематики [5].

Для научной школы характерна единая научная идеология ее участников, чего не требуется в научных лабораториях. Научная школа играет основную роль в проведении собственно научных исследований, в разработке сложных научных проблем, в получении нового научного знания, в формировании ученых – профессиональных научных работников. С другой стороны, коллектив научного подразделения имеет преимущество при выполнении «накатанных» научных работ, работ аналитического плана, безрисковых прикладных исследований.

Когда говорится о научной школе, то подразумевается, что в рамках этой школы воспитан не один доктор наук. Безусловно, в рамках научной школы идет активная научная работа, связанная и с аспирантурой, и с подготовкой кандидатских диссертаций, и с проведением конференций. Но при этом необходимо соблюдать два важных условия: должны наличествовать основоположник школы – известный ученый, длительно работающий в этом направлении, и несколько докторов наук, выросших в данном коллективе.

Научное направление определяется как совокупность исследователей, которые при всех возможных расхождениях разделяют общие взгляды на проблемную область. В русле одного научного направления могут развиваться несколько научных школ. Например, в ядерной физике школы М. Склодовской-Кюри, Л. Мейтнер, Э. Резерфорда. И, наоборот, из плодотворной деятельности научной школы могут вытекать несколько научных направлений. Например, школа русского ботаника А.Н. Бекетова  способствовала зарождению научного направления – географической ботаники [5].

Когда же говорится о научном направлении в формальном аспекте, то, опять же, имеется в виду, что руководитель данного научного подразделения – доктор наук. В рамках научного направления кафедры научные исследования завершаются, как правило, кандидатскими диссертациями. Когда речь идет о работе над научной проблемой, то, с формальной точки зрения, аспирантуры, подготовки кандидатских диссертаций не требуется, достаточно публикаций, выступлений на конференциях, семинарах. Такой количественный параметр, введенный в понятия «научная школа», «научное направление», «научная проблема», получил поддержку многих руководителей вузов, кафедр и факультетов [3; 4; 5].

Научная школа и научный коллектив не должны противопоставляться друг другу, их оптимальное сочетание должно быть основой для структурной организации науки.

Вопрос идентификации научных школ. По-прежнему представляет сложность вопрос идентификации научных школ. Науковеды выдвинули более десяти дефиниций научных школ. Часто идентификация научных школ сосредоточена на анализе потока авторефератов кандидатских и докторских диссертаций. Способ правомерен, поскольку выявляет отношения «учитель–ученик», но недостаточен. Способ эффективен, поскольку прост – позволяет получить конкретные результаты в виде числа диссертаций, защищенных в рамках научных интересов лидера и, помимо этого, позволяет использовать формальные показатели идентификации, например, цитируемость трудов руководителя в диссертациях учеников и не требующий дополнительной информации из сферы логического анализа, например, выявления общих научных ценностей, которых придерживаются члены школы.

Сложность идентификации научной школы обусловлена и неустановившимися представлениями о формальных показателях школы, а именно:

  сколько в школе должно быть докторов наук? Существуют концепции, согласно которым главное предназначение научной школы – не «выращивание» докторов наук, «остепененность», а обеспечение преемственности (цитируемость);

  различной трактовкой понятий «крупный ученый», «лидер группы», «доктор наук», поскольку понятия «доктор наук» и «крупный ученый» в ряде случаев не рассматриваются, как синонимы;

  неверна и попытка приравнять все функции научной школы только к «преемственности», которая часто трактуется узко – продолжение тематики исследований учителя в трудах учеников [3].

Итак, использование при идентификации научных школ только количественных показателей в отрыве от других способов оценки позволяет очертить лишь контур проблемы. Вероятно, необходим более широкий подход, учитывающий своеобразие и многогранность феномена научной школы.

Научные достижения и значимость научных результатов ученых школ характеризуется уровнем признания их деятельности.

Различают мировой, национальный, отраслевой и региональный уровни признания.

Качественная категория понятия «признание» может быть определена  через следующие показатели:

  гранты, целевое финансирование деятельности научной школы;

  премии, присуждаемые ученым научной школы;

  почетные звания, присуждаемые ученым;

  индекс и сети цитирования научных публикаций ученых школ;

  избрание ученых в государственные и общественные научные сообщества (академии);

  избрание ученых в редколлегии научных журналов, органы управления наукой;

  избрание ученых почетными членами государственных, общественных научных, научно-образовательных союзов и организаций [4; 5].

Признание научных достижений необходимо рассматривать как важную сторону деятельности ученых школы. Школа может быть признана ведущей, если ученые этой школы имеют национальный и/или мировой уровень признания.

Оценка уровня признания научной школы проводится систематически, и интегрированный рейтинг уровня признания доводится до сведения научной общественности не реже одного раза в пять лет. Оценка уровня признания должна учитываться при принятии решений о поддержке научных школ [3; 6].

Очевидно, что на формирование научных школ оказывает влияние ряд факторов, среди которых: высокий уровень развития науки, наличие у лидера школы качеств, необходимых для научной деятельности и качеств человека, способного сплотить вокруг себя творческий коллектив.

 Инновационные научные школы. Развитие фундаментальных наук и классических научных школ не может автоматически обеспечить научно-технический прогресс. Для этого развитие данных направлений необходимо дополнить аналогичными приоритетами в инновационных процессах от научного знания к практической реализации. Проблема состоит в том, чтобы наиболее эффективно организовать движение знания по цепочке: наука–инноватика–практика. Решение этой проблемы может быть найдено, если расширить поле организации научных школ в смежных областях инноватики. Научные школы называются инновационными, если проблемная область, которую разрабатывают представители этой научной школы, находится в сфере инноватики [5; 6]. Инноватика состоит из двух частей: образовательная, обеспечивающая преобразование и передачу научного знания в образовательный процесс; технологическая, обеспечивающая преобразование научного знания в технологические процессы создания новой продукции или социальных отношений. Необходимость формирования инновационных научных школ вытекает также из постоянно расширяющейся проблематики инновационной деятельности, связанной с новыми наукоемкими технологиями, появлением инновационной науки.

Развитие инновационной деятельности в направлениях: наука–инноватика–производство и наука–инноватика–образование влияет на формирование научных школ с практическим уклоном. Особенностью этих школ является расширение проблемной области из традиционных естественных или естественно-технических предметных границ до инженерных или инженерно-технологических стадий инновационного цикла [6].

Развитие новых научных школ в стране сейчас зависит также от того, какую научную политику будет осуществлять государство.

Государственная научная политика должна учитывать следующие факторы:

  национальные цели;

  необходимость решения проблем текущего периода;

  реализация современных научных достижений;

  значимость национальных и мировых технологий [2].

Последние факторы интересны тем, что позволяют обеспечить государственную поддержку развития новых эффективных технологий, создания инновационных научных школ.

Актуальность вопроса о деятельности научных школ Российской Федерации подтверждается выведением его обсуждения и принятием ряда решений на уровне президента и правительства. В мае 1996 года на основании Указа Президента РФ «О некоторых мерах государственной поддержки науки в высших учебных заведениях Российской Федерации» было принято постановление правительства «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки научных исследований молодых российских ученых и государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации». С этого времени конкурс грантов проводится ежегодно. В декабре 1997 года, в большей части по результатам конкурса первого года, был издан справочник «Ведущие научные школы России».

В 2005 году нормативно-правовая основа адресной поддержки ведущих научных школ РФ претерпела изменения. Утверждено постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 года № 260. Указанным постановлением определены роль и место в данной работе Минобрнауки России и Роснауки.

Как свидетельствует история науки, появление ярких личностей в ученом мире всегда связано с бурным развитием той или иной научной дисциплины, что предопределяется научной политикой, интересами общества. Научные школы проявили себя как эффективные формы организации науки. Основные достижения в фундаментальной науке были получены учеными, принадлежащими к той или иной школе.

 

Литература

 

1. Концепция Национальной программы развития всеобщего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий. М.: Изд-во СГУ, 2005. 20 с.

2. Огарков Н.М., Савельев А.Д. Проблемы непрерывного профессионального образования: гуманизация, инновации, управление.    М.: МАЭП, 1999.  120 с.

3. Научные школы Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.

4. Карцев В.П., Храмов Ю.А. Научные школы в структуре потенциала науки // Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность. Киев: Наукова думка, 1987.

5. Академические научные школы Санкт-Петербурга: Сб. тр. СПб. науч. центра.  СПб., 1998.

6. Научные школы МГТУ (МВТУ) им. Н.Э. Баумана. История развития. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1995.