И.В. Тихомирова

Н.Ф. Шляхта

 

Мотивационные особенности студентов,

представляющих разные таксоны обучаемости

 

Одним из возможных и наиболее эффективных путей обобщения и использования полученных результатов научных исследований в практике вузовского образования может стать разработка типологии студентов, обучающихся в  СГА.  Ее создание связано с выделением и описанием таксонов обучаемости, представленных двумя параметрами: темпом усвоения знаний (показатель ТУЗ-В) и уровнем интеллектуального развития.  Графической интерпретацией  модели обучаемости может служить некоторое множество  точек в пространстве, векторами которого являются указанные параметры. Для выделения таксонов обучаемости была применена процедура таксономии по двум основаниям.  Результатом ее явилась  матрица  представленности  в студенческой популяции вариантов сочетания  индивидуальных значений:  темпа усвоения знаний и уровня развития  интеллекта [1].  Каждая клетка матрицы представляет собой таксон, характеризующий один из 9 возможных вариантов сочетания показателей скорости усвоения новых понятий (низкий, средний, высокий) и показателей уровня интеллектуального развития (низкий, средний, высокий).

Следующим этапом на пути создания типологии студенчества СГА является выявление и описание психологических  коррелятов  для разных таксонов обучаемости. Среди наиболее значимых факторов, которые могут оказывать  воздействие на процесс обучения, традиционно называется мотивационный [2]. Исследования, проведенные ранее авторами статьи на студентах СГА, также выявили  влияние мотивации  на  индивидуальный темп усвоения знаний (ТУЗ-В).

Мотивационная сфера, как известно, большинством психологов признается наряду с познавательными способностями важнейшей составляющей учебного процесса. Этот личностный фактор  имеет большое значение  при обучении в школе,  но он становится еще более значим в вузовском образовании, когда   и  результат, и процесс  усвоения знаний в значительной мере зависят от вовлеченности в него, заинтересованности самого обучающегося.

Среди мотивов учения выделяют  онтогенетически более ранние внешние социальные мотивы (например, получение высоких отметок, которые рассматриваются в качестве источника поощрений, залога эмоционального благополучия, высокой самооценки и высокого социального  статуса).  Считается, что другие мотивы, связанные с чувством долга, ответственностью, осознанием необходимости получения образования в определенной профессиональной сфере, формируются позже. Отмечается также, что   в актуализации мотивов самосовершенствования, саморазвития, взаимосвязанных с удовлетворением от получения новых знаний, имеются существенные как возрастные, так и индивидуальные различия [3].  В экспериментах установлено, что «сильные» студенты имеют потребность в освоении знаний на высоком уровне, ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических  умений. Учебные же мотивы «слабых» студентов в основном внешние, носят ситуативный характер, например, желание избежать осуждения и наказания за плохую учебу, не отстать от сверстников и т. д. Имеются сведения как о возрастных изменениях в структуре мотивационной сферы студентов по мере обучения в вузе (возрастание доли профессионально-значимых, познавательных мотивов), так и данные, касающиеся индивидуальных особенностей [4].

В связи с этим экспериментальной проверке подверглось предположение, согласно которому студенты, вошедшие в разные таксоны обучаемости, должны характеризоваться специфическими особенностями мотивации учебной деятельности.

 

Методики и организация исследования

 

В экспериментах использовалась стандартная методика диагностики индивидуального темпа усвоения знаний (ТУЗ-В), а также  тест интеллекта Амтхауэра.

Изучение мотивов учебной деятельности осуществлялось с помощью методики, предложенной А.А. Реаном и В.А. Якуниным [5], модифицированной авторами статьи. Испытуемым  предлагалось по 7-балльной шкале оценить  каждый из 15 мотивов, представленных в списке.

 

 

Мотивы учебной деятельности студента

1.

Стать высококлассным специалистом

2.

Получить диплом о высшем образовании

3.

Успешно учиться, получать хорошие отметки

4.

Приобрести глубокие и разносторонние знания

5.

Не отстать от сверстников

6.

Принести в будущем пользу обществу

7.

Развить свой интеллект

8.

Трудоустроиться

9.

Обеспечить успешность будущей  профессиональной деятельности

10.

Достичь материального благополучия

11.

Развить свою индивидуальность

12.

Выполнить пожелания родителей

13.

Общаться со сверстниками

14.

Получить престижное образование

15.

Выйти на широкие социальные контакты

 

 

При обработке результатов вычисляется частотность каждого мотива, на основании которых делается вывод о значимости  конкретного мотива и его месте в структуре мотивов, характеризующей как отдельного студента, так и группу в целом.

 96 студентов 4-го курса разных факультетов СГА  были разделены на группы   в соответствии с полученными  ранее  критериями выделения таксонов обучаемости [1].

На рис. 1 представлены результаты выделения таксонов на этой конкретной студенческой выборке.

Каждая клетка матрицы  содержит буквенное обозначение таксона (первая буква характеризует диапазон   значений  интеллекта, вторая – диапазон значений темпа заучивания), а также указание на количество студентов в каждом таксоне.

На рисунке видно, что наиболее многочисленными в данной выборке оказались таксоны СС, ВС, СН (соответственно 36, 24 и 21 человек). В совокупности они представляют  84% всей выборки. Остальные таксоны в связи с их малочисленностью в  сопоставительном анализе не участвовали; выявление  их специфических особенностей предполагается провести в дальнейшем путем целенаправленного отбора испытуемых с соответствующими  показателями ТУЗ и уровня развития интеллекта.

 

значения ТУЗ

высокий ТУЗ

 

НВ

 

п = 0

 

 

 

СВ

 

п= 5

 

 

 

ВВ

 

п = 8

 

 

средний ТУЗ

 

НС

 

п =2

 

 

СС

 

п = 36

 

 

 

ВС

 

п = 24

 

           

низкий ТУЗ

 

НН

 

п = 0

 

 

 

СН

 

п =21

 

 

 

ВН

 

п = 0

 

 

 

Рис. 1. Распределение студентов-четверокурсников по таксонам обучаемости

 

Сравнение  значимости различий  между таксонами проводилось с помощью непараметрического критерия  Манна-Уитни (Mann-Whitney U Test). Для выявления  отличительных качественных особенностей в мотивации использовался  также частотный анализ.

 

Сравнение таксонов обучаемости по параметрам  познавательной сферы

 

Первоначально было проведено сравнение  трех отобранных таксонов обучаемости СС, СВ, СН по показателям  познавательной сферы: времени и результативности заучивания, уровню развития отдельных мыслительных операций. В табл. 1 представлены  средние значения этих показателей для разных таксонов, а также приведены оценки значимости  различий между  ними, проведенные с помощью U-критерия Манна-Уитни.

 

Таблица 1

Средние значения показателей  заучивания и успешности решения интеллектуальных заданий для разных таксонов обучаемости

 

 

Показатели

Таксоны

Значимость различий между таксонами

по   U-критерию Манна итни

СС - ВС

CC- CН

ВС - СН

СС

ВС

СН

значения U-критерия

уровень

значения U-критерия

уровень

значения U-критерия

уровень

Время заучивания в сек.

попытка1

500,7

555,8

687,5

-1,31

0,195

-3,71

0,000

-2,46

0,018

попытка2

357,4

401,3

532,3

-1,17

0,246

-3,80

0,000

-2,41

0,020

попытка3

290,3

328,0

459,0

-1,11

0,272

-4,41

0,000

-2,91

0,006

Кол-во

выученных слов

попытка1

6,7

8,8

4,8

-2,04

0,047

2,17

0,034

3,78

0,000

попытка2

11,9

14,2

9,1

-2,09

0,042

2,88

0,006

4,69

0,000

попытка3

14,9

17,5

10,4

-3,35

0,001

4,18

0,000

6,40

0,000

О б щ е е время заучивания в сек.

1148,4

1285,1

1678,8

-1,79

0,079

-5,13

0,000

-3,22

0,002

ТУЗ ( понятий в акас)

31,8

35,5

15,3

-1,48

0,145

8,85

0,000

7,38

0,000

Показатели Амтхауэра (успешность в баллах)

субтест1

11,6

13,3

10,6

-2,18

0,033

1,30

0,200

4,13

0,000

субтест2

9,8

12,3

8,9

-4,73

0,000

1,52

0,134

5,16

0,000

субтест3

7,8

13,2

7,1

-7,37

0,000

0,80

0,425

7,03

0,000

субтест4

14,9

19,7

13,0

-4,84

0,000

1,61

0,113

5,46

0,000

субтест5

4,5

6,9

4,4

-4,31

0,000

0,30

0,762

3,65

0,001

субтест6

7,7

10,8

7,0

-2,82

0,007

0,77

0,447

2,98

0,005

субтест7

8,1

11,4

9,0

-5,06

0,000

-1,36

0,180

3,10

0,003

субтест8

8,2

11,6

9,0

-4,37

0,000

-1,01

0,318

3,45

0,001

субтест9

12,4

12,7

11,2

-0,22

0,826

1,07

0,291

1,11

0,273

IQ

72,7

99,3

69,0

-11,71

0,000

1,36

0,180

10,97

0,000

ВЕРБ.

0,5

0,6

0,4

-8,78

0,000

2,19

0,033

8,73

0,000

СЧ.СП.

0,3

0,4

0,3

-3,88

0,000

0,72

0,477

3,81

0,000

ПР

0,4

0,6

0,5

-6,03

0,000

-1,50

0,140

4,08

0,000

Примечание. Значимые различия между таксонами выделены жирным шрифтом.

 

В соответствии с критериями выделения таксонов обучаемости таксон СС отличается от таксона ВС по показателям  уровня развития интеллекта: в таксон СС попали студенты, у которых значения интеллекта  относятся к диапазону «средних», а в таксон ВС – студенты, у которых значения интеллекта относятся к диапазону «высоких».  В то же время эти таксоны не различаются по показателям темпа усвоения знаний;  у студентов, вошедших в эти таксоны, показатели темпа усвоения  знаний имеют средние значения. Сравнение показателей заучивания у студентов, вошедших в эти таксоны, выявило, что различия в темпе заучивания  в большей мере связаны с результативностью заучивания, т. е. количеством выученных  понятий, а не со временем заучивания (оно примерно одинаково) (табл. 1).

Таксон СС отличается от таксона СН в основном по параметрам темпа усвоения знаний, причем это касается как времени, так и результативности заучивания. Наименьшее время заучивания характерно для таксона  СС (1148 сек. или 19 мин.), а наибольшее – для таксона СН (1678 сек. или 30 мин.). На рис. 2 представлено  распределение времени  по попыткам заучивания.

Примечание. Представлена динамика  времени заучивания по попыткам для каждого из трех таксонов. Они обозначены буквами СС, ВС, СН. Первый столбец  представляет время заучивания в первой попытке, 2 – во второй , 3 – в третьей.

Рис.  2.  Динамика времени заучивания, характерная для студентов разных таксонов обучаемости

 

Распределение времени заучивания между попытками  примерно одинаково: от попытки к попытке оно «падает» примерно на половину в каждом таксоне. Но в таксоне СС время заучивания в каждой из  попыток меньше, чем в двух других таксонах.

Наиболее ярко различия между таксонами проявляются в отношении показателя – количество  правильно заученных понятий в 1-й попытке: максимально это значение для таксона ВС, минимально – СН 9 (табл. 1). Продуктивность заучивания от попытки к попытке постепенно снижается: для таксонов СС и ВС «прирост» количества выученных понятий ко 2-й попытке составляет 5,2–5,4 единицы, а для таксона СН – только 4,3 единицы; в третьей попытке  для таксонов СС и ВС соответственно 3,0–3,3 единицы, а таксона СН – только 1,3 единицы (рис. 3).

 

Рис. 3. Динамика результативности заучивания, характерная для студентов разных таксонов обучаемости

Следует заметить, что при решении субтестов Амтхауэра  наибольшую успешность студенты из разных таксонов показали в отношении  операций классификации, продемонстрировав относительно  высокий (по сравнению с другими субтестами) уровень.

 

Рис. 4. Успешность решения субтестов Амтхауэра, характерная для студентов разных таксонов обучаемости

 

Можно предположить, что   именно такая структура интеллекта (с акцентом на  развитии способности обобщать, выносить суждение) является специфической, отличительной особенностью студенческого возраста. На этом основании в дальнейшем при разработке в НИИ ПО и СО методики экспресс-диагностики интеллекта основное внимание будет уделено именно этой мыслительной операции.  В наименьшей мере у всех  студентов  оказались развитыми навыки оперирования  числами.  В качестве возможных причин – относительно низкий уровень овладения собственно  математическими, вычислительными операциями; сниженный уровень волевого контроля деятельности, нежелание выполнять «неинтересное задание»; снижение функции оперативной памяти и др.

Отличительные особенности познавательной сферы студентов, вошедших в разные таксоны обучаемости, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Отличительные особенности студентов из таксонов СС, ВС, СН

 

 

Название

таксона

Отличительные особенности студентов  из разных таксонов

СС (средний уровень развития интеллекта, средний темп заучивания)

Способность запоминать развита средне (заучивают   10  из 20 предложенных понятий за  3 попытки), причем наибольшее время для заучивания наблюдается в 1-й попытке;  в последующих попытках оно существенно  и прогрессивно снижается. Можно сказать, что усвоение информации  происходит в основном за счет первого  контакта с ней. В связи с этим для таких студентов особое значение имеет правильная организация учебной информации в первой фазе усвоения – фазе  импринтинга.

ВС (высокий уровень развития интеллекта, средний темп заучивания)

Хорошая память (заучивают 13 понятий из 20 за 3 попытки) при   продолжительном времени заучивания, что позволяет предположить применение специальных приемов заучивания, связанных со смысловой переработкой информации. Успешность усвоения учебного материала обусловлена не только  высоким уровнем овладения мыслительными операциями, но и достаточно хорошо развитой произвольной регуляцией. Перечисленные особенности позволяют предположить, что  для студентов такого типа обучаемости  особо важное значение может иметь фаза меморайзинга.

СН (средний уровень развития интеллекта, низкий темп заучивания)

Низкая продуктивность заучивания (всего 4 понятия из 20) при продолжительном заучивании (повторные попытки по продолжительности почти такие же, как и первая). Это может свидетельствовать о том, что студенты с такими особенностями пытаются  использовать какие-то приемы заучивания. Но эти приемы не эффективны.

Интеллектуальные субтесты выполняются  сравнительно хорошо за исключением тех, где необходимо выносить суждения  по аналогии и  оперировать числами (успешность выполнения математических субтестов ниже 25%). По всей видимости, студенты с данным типом обучаемости могут испытывать трудности в самостоятельной организации своей учебной деятельности, поэтому  положительную роль   для них могут сыграть занятия по развитию специальных приемов запоминания, а также активные формы учебной деятельности, особенно на  фазах авторизации и инициации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение таксонов обучаемости по показателям мотивации учения

Использованная в  сопоставительном анализе методика позволяет оценить значимость 15 основных мотивов учебной деятельности. Как свидетельствуют результаты частотного анализа, студенческая выборка в целом (студенты всех таксонов) в качестве наиболее значимых мотивов обучения в СГА отметили: возможность будущего трудоустройства, обеспечение будущей профессиональной деятельности, достижение материального благополучия.

Для выделения основных структурных компонентов мотивации учения   все индивидуальные данные были подвергнуты факторному анализу (табл. 3). В результате  выделены 4 фактора, содержание которых частично совпадает с  наиболее убедительными факторными моделями  мотивации учения,  имеющимися в литературе  [2, 4].

 

Таблица 3

Факторная модель мотивов учения (метод главных компонент с последующим вращением, STA)

 

Основные мотивы учения в вузе

 

Факторы

1

2

3

4

стать специалистом

0,099

0,842

0,082

0,027

диплом

0,591

-0,262

0,201

0,267

хорошо учиться

0,293

0,281

0,140

0,702

приобрести знания

0,010

0,749

-0,104

0,330

как сверстники

0,665

0,198

0,068

0,359

польза обществу

0,473

0,028

-0,310

0,523

интеллект. удовлетворение

0,043

0,097

0,024

0,602

трудоустройство

0,196

0,153

0,774

-0,006

успешность  работы

0,090

0,514

0,548

0,160

благополучие

0,409

-0,291

0,723

-0,040

развитие индивидуальности

-0,046

-0,049

0,582

0,542

родители

0,621

0,012

0,075

0,156

общение

0,750

-0,018

0,220

0,108

престижное образование.

0,824

0,313

0,091

-0,209

деловые связи

0,487

0,320

0,346

-0,280

Expl.Var

3,193032

2,042463

2,123444

1,918213

Prp.Totl

0,212869

0,136164

0,141563

0,127881

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый фактор, представленный в табл. 3, образован мотивами: «получить престижное образование», «иметь возможность общения». Кроме того, с достаточно высокими факторными весами в него вошли мотивы: «быть как все, не отстать от сверстников», «выполнить пожелание родителей»; «получить диплом о высшем образовании». Все эти мотивы характеризуют ситуативную,  внешнюю разновидность мотивации, обусловленную отчасти возрастными особенностями.

Второй фактор образован мотивами: «стать высококлассным специалистом», «приобрести глубокие разносторонние знания». Этот фактор можно определить как фактор перспективной или профессиональной мотивации.

Третий фактор образован мотивами: «возможность будущего трудоустройства», «достижение материального благополучия». Его можно интерпретировать как фактор прагматической мотивации.

Четвертый фактор образован мотивами: «хорошо учиться», «получать интеллектуальное удовлетворение», «развивать собственную индивидуальность». Этот фактор характеризует выраженность познавательной мотивации.

Проведенные подсчеты выявили, что у студентов данной выборки в наибольшей степени выражены прагматическая и профессиональная мотивация. Преобладание этих видов мотивации характерно для всех трех таксонов обучаемости (рис. 5).

 

Рис. 5. Выраженность  видов мотивации, характерная для студентов из разных таксонов обучаемости

 

            Но имеются и отличия  между таксонами. Мотивация студентов из таксона СС в отличие от таксона ВС характеризуется меньшей зрелостью, большим инфантилизмом. Различия по первому фактору мотивации достигают между этими таксонами уровня значимости (U=2,57; р<0,01). Наиболее ярко отличия проявились в оценке мотива: выполнить пожелания родителей, он более выражен у студентов таксона СС (U=3,47; р<0,01).

            Отличительной особенностью студентов, вошедших в таксон СН, состоит в том, что абсолютное большинство (88,5% – 100%), связывает вузовское образование в первую очередь с   достижением материального благополучия, получением престижного диплома, развитием собственной индивидуальности. Студенты, вошедшие в этот таксон,  ниже, чем студенты таксона СС, оценивают мотив приобретения глубоких знаний (U=2,51; р<0,04).

            Таким образом,   можно заключить, что разные таксоны обучаемости взаимосвязаны с разными видами  мотивов учения, т. е.:

  студенты таксона СС в большей мере мотивированы  будущим трудоустройством, достижением материального благополучия  в сочетании с зависимостью от мнения родителей и социальных стереотипов;

  студенты таксона ВС в большей мере мотивированы  обеспечением успешности будущей профессиональной деятельности, возможностью стать высококлассным специалистом, приобрести глубокие, разносторонние знания;

  студенты таксона СН в большей мере мотивированы достижением материального благополучия, развитием собственной индивидуальности, получением диплома о высшем образовании.

 Таким образом, в результате проведенного анализа  установлено, что таксоны обучаемости, имеющие наибольший удельный вес в студенческой выборке, характеризуются специфическими  показателями познавательной и мотивационной сфер личности.

Студенты таксона СС достигают эффективного заучивания за счет высокого уровня владения мыслительными операциями, в основном операциями классификации, при первом контакте с новой учебной информацией. Ведущими мотивами учения у студентов этого таксона являются: будущее трудоустройство, достижение материального благополучия, выполнение пожелания  родителей и стремление соответствовать социальным стереотипам.

Студентов таксона ВС отличает большое время  заучивания  в сочетании с высокой эффективностью усвоения новых знаний, что обусловлено  не только использованием приемов  смысловой переработки информации, но и хорошей  произвольной регуляцией на поведенческом и интеллектуальном уровне. В качестве ведущих мотивов   учебной деятельности следует  выделить:  обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности, желание стать высококлассным специалистом, приобрести глубокие, разносторонние знания.

У студентов таксона СН отмечаются трудности в заучивании, что проявляется в увеличении времени заучивания и снижении результативности. Это, по-видимому, является следствием недостаточно высокого уровня развития непроизвольных мнемических функций,  мыслительных операций (аналогии), а  также произвольной интеллектуальной  и поведенческой регуляции. Студенты таксона СН в большей мере мотивированы достижением материального благополучия, развитием собственной индивидуальности, получением диплома о высшем образовании.

На основе выявленных соотношений могут быть выделены следующие направления для построения психолого-педагогических рекомендаций  студентам разных таксонов обучаемости:

            Так как у большинства студентов в числе наиболее значимых оказались мотивы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, при разработке различных учебных материалов следует  подчеркивать профессиональную значимость конкретной учебной дисциплины,  учебного задания, указывая их роль в обеспечении успешности будущей профессиональной деятельности.

            Для развития качеств самостоятельности, инициативности в процессе обучения следует обратить  внимание на  развитие у студентов СГА познавательной мотивации учения. В связи с этим  полезными могут оказаться различные активные формы занятий, в том числе тренинги профессионального и личностного роста.

 

Литература

 

1. Карпенко М.П., Чмыхова Е.В., Тихомирова И.В., Шляхта Н.Ф. К проблеме создания типологии студентов СГА // Труды СГУ. Вып. 78. Гуманитарные науки. Психология и социология образования. М.: СГУ, 2004. С. 11–18.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

3. Кирсанов В.М. Динамика и соотношение мотивационно-потребностных характеристик в структуре личностных свойств: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2004.

4. Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности  как выражение смыслообразующей активности // Психол. ж. 2004. Т. 25. № 2. С. 17–33.

5. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. Спб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001.