И.А. Крутий

Е.В. Чмыхова

Д.С. Карпенко

 

 

Мониторинг социального портрета студента СГИ

 

В настоящий момент российское образование характеризуется большим выбором образовательных услуг и возрастанием конкуренции со стороны как государственных, так и негосударственных вузов с целью привлечения новых студентов. В этой связи немаловажным является проведение серьезных исследований социально-типологических характеристик студентов, обучающихся в СГИ. Важным является также изучение социального статуса родителей, оплачивающих обучение своих детей и таким образом выступающих потребителями дистанционных образовательных услуг вуза.

Анализ потребителей услуг СГИ, степени их заинтересованности в образовательных услугах создает основания как для корректировки учебной программы, совершенствования управления образовательным процессом, так и для совершенствования политики вуза, направленной на разработку методов поиска абитуриентов и на привлечение потенциальных студентов вуза.

Политика реализации индивидуального подхода к обучению в рамках СГИ требует полного понимания типологических особенностей студентов как особой социальной группы, а также оценки динамики изменения их сущностных характеристик. Речь идет о мониторинге следующих параметров:

1) социальная структура контингента студентов, поступающих на обучение в СГИ;

2)     особенности социально-экономического положения студента (профессиональный статус родителей, их социальная принадлежность и т.д.);

3)     ценностно-мотивационные ориентации студента СГИ (мотивация к поступлению в СГИ, желание учится в данном вузе, уровень притязаний и т.п.);

4)     профессиональная ориентация студента (цель обучения в СГИ, стремление овладеть специальностью, которая востребована в обществе и желание продолжить свое обучение, оценка диплома СГИ как основы успешного трудоустройства и карьеры и т.д.).

Актуальность выбранной темы исследования обусловливается также будущим развития дистанционного образования в России и СГИ как одного из субъектов рынка образовательных услуг Российской Федерации. Построение социально-типического портрета студента позволяет не только создать образ потенциального клиента СГИ, но и решить другие задачи. Информация о динамике потребностей  и запросов студента по отношению к системе дистанционного обучения в целом и его установках на обучение в СГИ, работающем в системе дистанционного обучения, позволит вузу обнаруживать новые тенденции, вносить изменения, управлять ими и корректировать свою образовательную политику и рекламную стратегию.

Целью проекта, реализуемого в НИИ ПО И СО и НИИ ИНФОРМ,  является построение социально-типического портрета студента СГИ (1997–2001 гг.) и изучение динамики возможных изменений характеристик студентов в будущем.

Постановка данной цели потребовала изучения следующих аспектов:

1)     социально-экономическое положение студентов СГИ;

2)     социально-психологические характеристики студентов СГИ;

3)     профессиональные установки студентов СГИ.

Для этого, в свою очередь, было необходимо решить следующие задачи:

1)     определение социальной принадлежности студентов;

2)     рассмотрение психологических особенностей студента СГИ;

3)     характеристика начального образовательного уровня студента СГИ и его мотивации к поступлению и обучению в данном высшем учебном заведении;

4)     описание наличия опыта профессиональной деятельности студентов СГИ;

5)     анализ профессиональных установок студента СГИ.

Полученные данные представляют собой результат анкетирования студентов-первокурсников филиалов и Московского пилотного центра СГИ, проведенного в 2001 г. Объем генеральной совокупности составляет 43 тыс. человек. Объем выборки составляет 5125 респондентов, причем при построении выборки соблюдалось пропорциональное соотношение между численностью студентов в Московском пилотном центре и филиалах СГИ (4% и 96% соответственно). Уровень достоверности полученных результатов при данной выборке составляет 98%.

Данные опроса получены с помощью программы «Луч-Анкета-Центр», которая является составным модулем информационной системы «Луч», разработанной в НИИ ИНФОРМ. С ее помощью один раз в полугодие НИИ психологии обучения и социологии образования формирует макет анкеты, которая рассылается во все филиалы вуза. После анкетирования вновь поступивших студентов результаты присылаются в координационный центр «Луч» и по ним составляется файл отчета, который пересылается в НИИ ПО и СО. В дальнейшем обработка результатов анкетирования осуществляется с помощью программ SPSS и Statistika, интерпретация полученных данных и написание отчета проводится в НИИ ПО и СО.

В качестве основной гипотезы исследования, проводимого на протяжении нескольких лет, рассматривается следующее утверждение: студенты СГИ принадлежат в основном к среднему классу, имеют доход средний или выше среднего, нацелены на получение профессии, востребованной в обществе, и имеют высокий уровень притязаний по отношению к обучению и будущей профессиональной деятельности. Для большинства студентов образование, полученное в СГИ, является первым высшим образованием.

 

 

 

Социально-экономическое положение студента СГИ

Анализ социально-экономического положения студентов СГИ включает в себя рассмотрение демографических характеристик (возраст, пол), выявление социальных параметров (принадлежность к социальному слою, уровень образования) и экономическое положение студента СГИ (условия проживания, уровень дохода).

Возраст студентов, поступающих в СГИ, колеблется от 15 до 52 лет. В 2001 году наибольшее число студентов поступило в СГИ в возрасте 17 лет (39,4%), т.е. сразу же после окончания среднего учебного заведения. Студенты, поступившие в СГИ в возрасте от 15 до 19 лет, составляют 70% общей совокупности. Это свидетельствует о том, что университет продолжает ориентироваться на недавних выпускников средней школы, однако доля их постепенно снижается (табл. 1).

Таблица 1

Возрастная динамика студентов СГИ

Возраст

Динамика (%)

1997 г.

2000 г.

2001 г.

19 лет и менее

80

77,3

70,1

Больше 19 лет

20

22,7

29,9

 

Возрастает доля студентов, для которых обучение в СГИ – это более осознанный выбор, связанный с реальной оценкой потребностей в обучении для реализации своих возможностей. В 2001 г. 38% студентов поступили в вуз после перерыва в обучении в средней школе или другом учебном заведении (в 1997 г. число таких студентов составляло 27,7% от числа поступивших).

Среди студентов, поступивших в вуз в 2001 г., около 58,1% составляют девушки и женщины, 41,9%    мужчины. По сравнению с 1997 г. произошло увеличение «мужской» составляющей выборки студентов СГИ (рис.1).

Рис. 1. Динамика распределения студентов по полу

 

Среди поступивших 58,3% окончили общеобразовательную школу, 11,6% – спецшколу с углубленным изучением предметов, лицей или гимназию, 26% – имеют диплом о средне-специальном образовании, 4,1% – о высшем образовании.

Основная масса студентов СГИ проживает в городской местности (76,4%), причем 52,3% – в районных центрах, еще 24,1% – в столицах субъектов Федерации и в Москве. Лишь 13,2% студентов СГИ проживает в поселках и только 10,5% – в селах или деревнях.

Основная масса студентов живет в отдельных квартирах – 73,9%, 20,2% – в частных домах, 4% – в коммунальных квартирах.

Возросло по сравнению с предыдущим годом число студентов, проживающих отдельно от родителей, – 19,3%. Очевидно, это связано с некоторым увеличением возрастного ценза студентов СГИ.

85,9% студентов – холостые, женаты (замужем) или разведены – 14,1% студентов СГИ. При этом большинство женатых или разведенных студентов имеют детей.

Для выявления социальной направленности студентов важными являются сведения о социальном статусе родителей студентов, поступивших в 2001 г.: место работы родителей, их образование и ученая степень. Также интересно рассмотрение динамики его изменения (табл. 2).

Таблица 2

Профессиональные характеристики родителей

 

 

1998

2000

2001

Вопрос

Мать

Отец

Мать

Отец

Мать

Отец

Место работы

Государственное предприятие

49

43

53

50

62,4

55,6

Малое негосударственное предприятие

17

19

10

14

9,7

9,6

Крупная негосударственная корпорация

3

3

3

5

7,9

11,8

Индивидуальное предпринимательство

7,5

 

9

14

9,8

12,7

Не работает

22

10

25

18

10,3

10,3

Образование и ученая степень

Доктор наук

0

0

0

0

0

0

Кандидат наук

0,62

2,5

0

0

0,6

0,7

Высшее, неоконченное высшее

40

40

28

29

30,0

31,4

Среднее специальное

 

 

54

49

53,3

48,6

Среднее

56

43

16

18

14,2

17,4

Неполное среднее

1

1

2

3

2,4

2,6

 

Основная часть матерей студентов, и это уже традиционно для СГИ, работает на государственных предприятиях – 69,5%, несколько меньше – 19,6% – работают в коммерческих структурах и еще 10,9% занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью. Уменьшилось число матерей, занимающихся домашним хозяйством, – 10,3%; в 2000 г. их было 25%.

Большинство матерей студентов, поступивших в СГИ в 2001 г., имеют высшее или среднетехническое образование – 83,3%, среднее образование у 17,4%, неполное среднее образование имеют 2,4% матерей.

Профессиональные характеристики отцов во многом традиционно совпадают с характеристиками матерей. Так, 55,6% также работает на государственном предприятии, несколько выше среди отцов доля лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью – 12,7%. По сравнению в 2000 г. (5% от общего числа) в два раза увеличилось число отцов, работающих в крупных негосударственных корпорациях (11,8%). Высшее и среднетехническое образование имеют 80% отцов, среднее – 17,4 % и неполное среднее – 2,6%.

По уровню образовательного ценза основная часть студентов СГИ принадлежат к тем группам населения, которые имеют средний и выше среднего уровень образовательного ценза:

- 55,2 % – средний уровень (оба родителя имеют среднее образование);

- 40% – уровень выше среднего (один из родителей или оба имеют высшее образование);

- 0,1 % – низкий образовательный ценз (один или оба родителей не имеют среднего образования, при этом нет лиц с высшим образованием);

- 3,3 % – ниже среднего;

- 1,5% – высокий уровень (один или оба родителя имеют ученые степени и звания).

Согласно всероссийским опросам и прогнозам две трети студентов российских вузов рекрутируются из семей интеллигенции [1]. Замыкание цикла воспроизводства социальной структуры российского населения ведет к увеличению расслоения общества по образовательному уровню, к взаимной изоляции социальных классов и слоев. Наличие в составе студентов СГИ значительной доли студентов, чьи родители являются рабочими предприятий, сельского хозяйства, служащими, домохозяйками и имеют средний и ниже образовательный ценз (58,5%), дает в будущем таким студентам больше шансов для вертикальной социальной мобильности, и является одной из привлекательных и сильных сторон политики вуза.

Социальная принадлежность студента обусловливается социальным слоем, к которому принадлежат его родители. Социальная структура российского общества в последнее десятилетие интенсивно меняется. За эти годы уже поменялись три тенденции в социальной структуре российского общества, что обусловлено базовыми изменениями форм собственности. В настоящее время структура общества характеризуется появлением слоев (страт) на основе взаимодействия различных форм собственности: менеджеров – нового управленческого слоя (новой элиты), средних слоев, безработных и т.д.

По данным некоторых социологических исследований, стратификационную модель современного российского общества можно представить следующим образом:  правящая и экономическая элита составляет 0,5%; верхний слой – крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы – 6,5%; средний слой – представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры – 20%; базовый слой – рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса – 60%; низший слой – малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные – 7%; «социальное дно» – 5% [2].

Исходя из вышеуказанной классификации, принадлежность родителей студентов СГИ к различным социальным слоям можно представить на следующем графике (рис. 2):

Рис. 2.  Принадлежность родителей студентов СГИ к различным социальным слоям

 

Основная масса студентов рекрутирована из среднего и базового слоя, который составляет 80% населения России, и вуз, привлекая студентов из этих слоев населения, имеет определенный резерв абитуриентов.

Большинство студентов, поступивших в СГИ в 2001 г., а именно: 73,1%, имеют средний уровень совокупного семейного дохода; высокий уровень у 5,9% поступивших, 16,2 % имеют скорее низкий и 4,8% – низкий уровень семейного дохода.

 

Психологические характеристики студентов СГИ

 

Анализ психологических характеристик студентов СГИ, как особой социальной группы приобретает принципиальное значение при построении социально-типического портрета студентов. Традиционно в СГИ данный анализ включает в себя рассмотрение трех аспектов: уровень притязаний, внушаемость,  способность к самостоятельной деятельности. В целом фиксируется довольно высокий уровень притязаний. Войти в политическую и экономическую элиту стремятся 6,2% студентов, поступивших в СГИ в 2001 г., 42,5% стремятся реализовать успешную карьеру; надежное и высокооплачиваемое место надеются получить 49,8%, и только 1,5% студентов не стремятся реализовать себя в политике и экономике. Это говорит о том, что основная масса поступивших студентов СГИ – лица с сильной нервной системой, склонные к доминированию. Это также может свидетельствовать о стремлении индивида к активному участию в общественной и политической жизни страны. Событиями отечественной и международной политики интересуется 43,8% студентов; отечественная политика интересует 11,6% опрошенных; некоторые события отечественной политики – 25,5%; местные политические события волнуют 6,2% студентов; не интересуются политикой только 13,2% от всех опрошенных.

Основная масса студентов СГИ легко переключается с одного занятия на другое, легко концентрируют свое внимание (величина нормированного индекса равна 0,74), что, вероятно, может свидетельствовать о восприимчивости студентов СГИ к обучению, а, следовательно, об их способности адаптироваться к новым видам обучения.

 

 

Обучение в университете и профессиональная ориентация студентов

Важность изучения профессиональных ориентаций студентов связана с выявлением цели обучения в университете и основной причины, по которой студенты выбирают именно данный тип учебного заведения. Выбор вуза выпускниками школ – это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определенного образа жизни. Целью своего обучения в СГИ 49,3% студентов считают получение специальности с последующим успешным трудоустройством; 36,4% основным мотивом поступления называют необходимость получения высшего образования; целью 10,4% поступивших студентов было повышение уровня знаний; поступили в вуз, чтобы получить вторую специальность, 3,9% опрошенных. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения. Чисто образовательные цели («повышение уровня образования»), которые характерны для молодежи, не имеющей четко выраженной профессиональной направленности и жизненного опыта, назвали 10,4% студентов. В 1997 г. такая цель обучения – повышение уровня образования – была названа 37,5% опрошенных.

При поступлении в СГИ студентов привлекают доступность образования – 50,7%; новые информационные технологии в процессе обучения – 37,8%; гибкий график обучения – 31,3%; высокое качество обучения – 28,9%. Выбрали СГИ, потому что не поступили в другой вуз, 12,6% студентов. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что 31,6% студентов пришли в вуз по рекомендации знакомых и друзей, а вот реклама вуза привлекла лишь 6,4% опрошенных. В настоящее время в условиях острой конкуренции вузов в борьбе за абитуриентов важным является качество и эффективность их рекламной деятельности. Реклама отражает позицию вуза, формирует его образ в сознании потенциальных потребителей образовательных услуг. И низкий процент опрошенных студентов, которых привлекла реклама вуза, говорит о неэффективной рекламной деятельности, которая в целом проводится в филиалах.

Основная масса опрошенных приходит в СГИ после окончания школы, лицея или гимназии – 69,9%; ПТУ или техникум закончили 26% опрошенных; высшее учебное заведение – 4,1%. По сравнению с 2000 г. в два раза вырос процент студентов, имеющих опыт работы. В основном они работали на малых негосударственных предприятиях (рис. 3).

Рис 3. Работа до поступления в СГИ

В 2001 г. в вуз пришли студенты, имеющие хорошую довузовскую подготовку (табл. 3).

Таблица 3

Назовите средний балл Вашего школьного аттестата

 

Ответили

Частота

Процент

Только 5

В основном 5

Поровну 5 и 4

В основном 4

Поровну 3 и 4

В основном 3

Всего

107

517

523

2345

988

596

5076

2,1

10,2

10,3

46,2

19,5

11,7

100,0

 

 

Наличие у себя дома компьютера отметило 20,4% студентов, у большинства  (79,6%) его нет. При этом 52,3% студентов имеют представление об основных компьютерных программах на уровне пользователя, 16,4% умеют работать на компьютере очень хорошо и хорошо. О том, что не умеют работать на компьютере или «скорее не умеют», ответили 30,3% опрошенных студентов. Очевидно, у этой части студентов могут возникнуть определенные трудности при работе с компьютерными программами СГИ.

Для большой части студентов СГИ степень бакалавра не является достаточной, и они хотели бы продолжить свое обучение до получения степени специалиста (55,2%) и магистра (25%) (табл. 4, 5).

Таблица 4

Хотели бы Вы продолжить обучение после получения степени бакалавра

 

Ответили

Частота

Процент

Да

Скорее да

И да и нет

Скорее нет

Нет
Всего

2327

1151

946

420

232

5076

45,8

22,7

18,6

8,3

4,6

100,0

 

Таблица 5

Как Вы считаете, какой уровень высшего образования является для Вас достаточным

 

Ответили

Частота

Процент

Диплом бакалавра

Диплом специалиста

Диплом магистра

Всего

1008

2797

1265

5070

19,9

55,2

25,0

100,0

 

 

Весьма привлекательной оказалась для студентов возможность обучения за границей. Воспользоваться ею хотели бы 73,2% опрошенных; не решили для себя этот вопрос 15,3%; ответили «нет» и «скорее нет» лишь 7,9% и 7,6% опрошенных студентов.

Возросли научные установки и интерес к исследовательской работе у студентов набора 2001 г. (табл. 6).

Таблица 6

 

Хотели бы Вы в будущем продолжить свое образование  для получения ученой степени

 

Ответили

Частота

Процент

Да – кандидата наук

Да – доктора наук

Нет

Всего

1208

789

3054

5051

23,9

15,6

60,5

100,0

 

Желание продолжить обучение и получить степень кандидата наук и доктора наук выразило гораздо больше студентов, чем это было 1997 г. (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Динамика оценки желания студентов продолжить обучение для получения ученой степени

 

Большинство студентов СГИ уверены, что диплом вуза в будущем расширит доступ к интересующей работе, явится основой для их карьеры и трудоустройства (табл. 7).

 

 

 

Таблица 7

Считаете ли Вы, что диплом СГИ создаст для Вас в будущем основу для успешного трудоустройства и карьеры

 

Ответили

Частота

Процент

Да

Скорее да

И да и нет

Скорее нет

Нет

Всего

2180

1769

931

126

65

5071

43,0

34,9

18,4

2,5

1,3

100,0

 

Несмотря на то, что 55% родителей опрошенных студентов принадлежат к базовому слою современного общества (являются рядовыми специалистами, помощниками специалистов, рабочими, крестьянами, работниками торговли и сервиса), 80,8% студентов СГИ хотели бы принадлежать к среднему социальному слою, быть квалифицированными профессионалами, представителями мелкого бизнеса, среднего звена управления. Быть государственными служащими или рабочими хотели бы 18,7% студентов, стать сельхозслужащими, вести домашнее хозяйство хотят 0,5% студентов.

Студенты СГИ большей частью (60%) ориентированы на активную предпринимательскую деятельность. Распределение установок профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики у студентов 2001 г. выглядит следующим образом (табл. 8).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 8

Укажите, к какому социальному слою Вы хотели бы принадлежать

 

Ответили

Частота

Процент

Индивидуальные предприниматели

 

Управляющие и чиновники

 

Управленцы среднего звена

 

Гос. служащие и рабочие

 

Работники крупного

негосударственного предприятия

 

Работники мелкого бизнеса

 

Сельхозслужащие

 

Ведение домашнего хозяйства

 

Всего

1473

 

1378

 

440

 

967

 

809

 

 

85

 

3

 

8

 

5163

28,5

 

26,7

 

8,5

 

18,7

 

15,7

 

 

1,6

 

0,1

 

0,2

 

100,0

 

Подобные характеристики ожиданий и установок студентов позволяют говорить о стратегической оправданности предлагаемых вузом услуг и стабильном спросе на них на ближайшую перспективу.

Для студентов вуза серьезной проблемой остается вопрос трудоустройства. Готовы опереться на собственные силы лишь 22,4% студентов-первокурсников, 19% такой возможности трудоустройства не имеют и 58,6% затруднились ответить на поставленный вопрос.

Большей части студентов вуза необходима помощь в трудоустройстве. Деятельность вуза по трудоустройству предполагает изучение спроса на специалистов выпускаемого вузом профиля, а также изучение желания студентов СГИ работать в различных структурах. Несмотря на определенную «непопулярность» государственных предприятий, на них хотели бы работать 40,0% студентов. Очевидно, такая позиция может быть связана со стабильностью государственных предприятий. В крупных негосударственных корпорациях хотели бы работать 31,5% опрошенных, заниматься индивидуальным предпринимательством – 24,7 %, работать на малом негосударственном предприятии – только 3,8%. Такой небольшой процент выбора студентами малых негосударственных предприятий может быть связан с большим риском распада данных предприятий.

Таким образом, мониторинг демографических характеристик студентов СГИ, социальных параметров выборки опрошенных и их экономического положения, проведенный в 1997–2001 гг., выявил стабильность ряда доминирующих характеристик. Студенты СГИ имеют высокий уровень притязаний по отношению к обучению, нацелены на получение профессии, востребованной в обществе. Для этой социальной группы характерно самостоятельное принятие решений. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения студентов.

Проведенный анализ позволил выявить изменения некоторых параметров. Хотя институт продолжает ориентироваться на учащуюся молодежь средней школы, ее доля постепенно снижается. Вместе с тем, по сравнению с 1997 г. в 2001 г. в два раза произошло увеличение мужской составляющей выборки студентов СГИ.

В настоящее время в условиях острой конкуренции возрастает роль рекламной деятельности, отражающей позицию вуза и формирующей в сознании потребителей образовательных услуг его образ. К сожалению, низкий процент опрошенных студентов, которых привлекла реклама вуза, говорит о неэффективной рекламной деятельности (проведение конференций, семинаров, «дней открытых дверей» и т.д.), которая в целом проводится в филиалах вуза.

Возросла доля студентов, которые хотели бы продолжить свое обучение до получения степени специалиста и магистра, а также получить степень кандидата и доктора наук.

 

 

 

 

Литература

1.     Шереги Ф.Э., Харчева В.А., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997. С. 36.

2.     Дмитриев А.В. Общая социология: Учеб. пособие. М., 2001. С. 136.

3.     Волов В.Т., Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ.2000. Вып. 17., С. 141.

4.     Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет студента СГИ // Труды СГУ. 1999. Вып. 10. С. 52–62.

5.     Голощапова Т.В. Особенности маркетинговой деятельности вузов в условиях рынка // Маркетинг образования: проблемы и перспективы Тез. докл. семинара. 2002.