И.А. Крутий

 

Мониторинг социальных установок выпускников Московского пилотного центра

 

Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости привел к возникновению новой ситуации на молодежном рынке труда, что потребовало от вузов и от их выпускников адаптации к современным реалиям. В новых социально-экономических условиях вуз должен постоянно ориентироваться на требования рынка труда, изучать соответствие профессиональных и квалификационных параметров молодых специалистов требованиям потенциальных потребителей образовательных услуг. Кроме того, необходима информация о том, как сами выпускники намерены решать вопросы получения второго образования и трудоустройства.

Актуальность проведенного НИИ ПО и СО в июне–сентябре 2002 года исследования обусловлена отсутствием постоянной, организованной взаимосвязи между выпускниками и руководством вуза и отсутствием у руководства СГУ поступающей полной систематической и качественной информации о выпускниках настоящих и прошлых выпусков в разрезе полученных специальностей. Анализ результатов исследования может помочь в решении такого сложного вопроса, как соответствие уровня и качества подготовки вузом специалистов требованиям самих выпускников и рынка труда. Он позволит определить наиболее востребованную выпускниками степень обучения (бакалавр, специалист, магистр), оценить, есть ли различия по вопросам подготовки и трудоустройства у неработающих выпускников и тех, кто работал во время обучения, а также ответить на другие вопросы, связанные с подготовкой и трудоустройством выпускников.

Основной целью проекта является мониторинг и систематическое обеспечение руководства СГУ полным объемом информации о потенциальном трудоустройстве и оценке перспектив своего роста выпускниками вуза для обеспечения эффективного управления образовательным процессом.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1.     Анализ представлений выпускников о будущей работе: связь работы выпускников с той специальностью, которую они получают в вузе, ориентация на работу по полученной специальности у работающих (постоянно или временно) и неработающих выпускников.

2.     Изучение предпочтений выпускников по поводу выбора будущей сферы работы: бизнес, научная деятельность, профессиональная карьера.

3.     Анализ факторов, которые, по мнению выпускников, способствуют будущей карьере выпускников (наличие диплома, опыт работы, полученные знания и т. д.).

4.     Планируемый уровень образования по специальности, намерение молодых специалистов получить второй диплом, место, где они хотели бы его получить.

5.     Анализ возможности трудоустройства выпускников вуза самостоятельно, а также через студенческое кадровое агентство.

6.     Анализ социально-экономических характеристик выпускников (пол, возраст, компьютерная грамотность, процент пользователей Интернета).

Объектом исследования явились выпускники СГУ 2002 года выпуска Москвы и Московского региона.

Предметом исследования явились социальные установки выпускников МПЦ.

 Полученные данные представляют собой результат анкетирования выпускников с помощью специально разработанной «Анкеты выпускника СГУ», которая включает 23 вопроса, и состоит из трех блоков:

1)     ориентации выпускников на работу;

2)     решение выпускниками вопросов трудоустройства;

3)     социально-экономические данные о выпускниках.

Размер генеральной совокупности (количество выпускников МПЦ летом 2002 года) составляет 1300 человек. В пилотажном исследовании приняли участие 461 человек. При 95% доверительном интервале ошибка выборки составляет 4%. Процентное соотношение юношей и девушек в изучаемой совокупности оказалось примерно равным (52,5% девушек и 47,5% юношей). Факультеты, на которых было проведено пилотажное исследование – лингвистика, менеджмент, экономика, юриспруденция. Возраст опрошенных от 20 до 44 лет.

В качестве основной гипотезы исследования рассматривается следующее утверждение: выпускники СГУ ориентированы на работу по той специальности, которую они получили в университете, и достаточно уверены в своих возможностях трудоустройства.

При анализе представлений выпускников о будущей работе, о том, собираются ли они работать по специальности, полученной в вузе, были получены следующие результаты:

Больше половины опрошенных выпускников (64,8%) собираются в будущем работать по специальности, 29,6 % затруднились ответить на данный вопрос, и только 5,6% уверены в том, что по специальности они работать не будут (табл. 1).

Таблица 1

Установка выпускников на работу по полученной в вузе специальности

(Собираетесь ли Вы в будущем работать по получаемой Вами

в СГУ специальности?)

 

 

Частота

Процент

Ответили           Да

                            Возможно

                            Нет

                            Всего

184

84

16

284

64,8

29,6

5,6

100,0

 

Большинство выпускников (54,8%) связывают свою жизнь с бизнес-карьерой, научной деятельности собирается себя посвятить только 2,5% опрошенных. Для 13,1% выпускников наука и бизнес-карьера равнозначны, затруднились в выборе сфере своей деятельности 18,7 % респондентов.

Эти данные согласуются с результатами, которые получены при мониторинге социального портрета студента СГУ, согласно которому студенты СГУ в целом стремятся реализовать успешную карьеру, получить надежное и высокооплачиваемое место.

Лишь 6% студентов Москвы и Московского региона собираются завершить свое образование с получением диплома бакалавра, большинство (69,5% ответивших) собирается остановиться на дипломе специалиста или магистра. 10,6% ответивших собираются стать кандидатами наук, 13,8% – докторами наук (табл. 2).

Таблица 2

Планируемый выпускниками уровень образования

 

 

Бакалавр

Частота

Процент

Ответили

Специалист

138

48,9

 

Магистр

58

20,6

 

Кандидат

30

10,6

 

Доктор наук

39

13,8

 

Всего

282

100,0

 

Больше всего тех, кто ориентирован на получение степени специалиста в Москве и Московском регионе среди юристов (52,2%), тогда как на факультете лингвистики эта цифра составляет 11,1 %. Примерно одна третья часть опрошенных менеджеров и лингвистов (37,1% и 33,3% соответственно) хотят стать магистрами. У юристов эта цифра составляет 16,6%. Стать кандидатами наук хотели бы 11,4% менеджеров, 11,2% юристов и 9,1% экономистов (табл. 4).

Что касается намерения получать второй диплом, то 16,5% студентов собираются получать его в родном вузе, 47,5% – вне СГУ. Уверены, что получать второй диплом не будут 18,3% респондентов. Заслуживают внимания те 17,6% выпускников, которые пока колеблются в вопросе получения второго диплома и места, где они хотели бы его получить. Этих выпускников можно рассматривать в качестве реального источника развития вуза, его потенциального резерва.

Большое влияние на формирование определенного отношения различных представителей общества к вузу оказывают результаты самостоятельной деятельности выпускников. Огромный интерес представляет  определение оценки выпускниками тех факторов, которые могут, по их мнению, повлиять на будущую профессиональную деятельность. Важными среди  факторов, способствующих научной и бизнес-карьере, выпускники Москвы и Московского региона считают получение качественного образования (32,4%) и приобретение профессии, пользующейся спросом на рынке труда (36,1%). Немаловажным фактором для трудоустройства, по мнению выпускников, является и российский диплом (18,4%), ценящийся на рынке труда, а также признание диплома СГУ за рубежом – 13,1% .

Более половины выпускников СГУ, обучающихся в Москве и Московском регионе (52,1%), имеют постоянную или временную работу (табл. 3).

Таблица 3

Имеете ли Вы в настоящий момент работу?

 

Частота

Процент

Ответили

Да, имею постоянную работу

103

36,4

 

Да, имею временную работу

50

17,7

 

Нет, не имею

130

45,9

 

Всего

283

100,0

 

Работа выпускников во время обучения не всегда была связана со специальностью, получаемой в СГУ. Работа абсолютно не была связана с будущей  специальностью у 66,7% будущих лингвистов, 51,6% экономистов и 41,4% юристов. Самый высокий процент выпускников, работающих в выбранном ими направлении, среди менеджеров – 76,7% (табл. 4).

Таблица 4

Связана ли Ваша настоящая работа с получаемой в СГУ специальностью (распределение по факультетам)?

 

 

 

 

Факультет обучения

Всего

лингвистика

менеджмент

экономика

юриспруденция

 

 

Полностью связана

 

16,7%

 

16,7%

 

19,4%

 

24,7%

 

22,7%

 

Частично связана

 

16,7%

 

60,0%

 

29,0%

 

34,0%

 

36,2%

 

Абсолютно не связана

 

66,7%

 

23,3%

 

51,6%

 

41,4%

 

41,0%

Всего

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

 

Среди опрошенных факультетов выпускники юридического факультета демонстрируют наибольшую «верность» своей специальности. 68,6% опрошенных выпускников собираются в будущем работать по ней. На факультете менеджмента такие выпускники составляют 57,2%, лингвистики – 55,6%, меньше всего этот процент на факультете экономики  – 51,5% (табл. 5).

 

Таблица 5

Собираются ли выпускники работать по специальности?

(различия по факультетам)

 

 

 

 

Факультет обучения

 

 

 

Всего

лингвистика

менеджмент

экономика

юриспруденция

 

Да

55,6%

57,2%

51,5%

68,6%

64,8%

Возможно

22,2%

37,1%

36,4%

27,5%

29,6%

Нет

22,2%

5,7%

12,1%

3,9%

5,6%

Всего

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

 

При анализе полученных данных определены значимые различия между работающими и неработающими выпускниками в отношении их ориентации на работу по выбранной специальности. Для этого был использован критерий  Фишера (φ = 20,08, уровень значимости – 0,008). Работающие выпускники, как правило, собираются работать по полученной в вузе специальности. Имея определенный трудовой опыт, они осознанно выбрали для себя направления обучения в соответствии со своими жизненными ожиданиями. Отсутствие практического опыта у неработающих выпускников может быть компенсировано их более высокой трудовой мобильностью. Эти выпускники готовы попробовать свои силы в направлении, отличном от полученного в вузе.

Оценка студентами возможности трудоустройства: в полной мере уверены, что устроятся на работу по окончании СГУ 11% выпускников Москвы и Московского региона, 35,8% оценивают свои перспективы как достаточно реальные. То есть 46,8% выпускников СГУ в полной или почти полной мере уверены, что они смогут трудоустроиться после окончания СГУ.

Найти  работу по специальности через студенческое кадровое агентство СГУ рассчитывают лишь 18,4% опрошенных, затруднились ответить на этот вопрос 21,2%, оценивают такую возможность как нереальную 36% опрошенных (табл. 6).

Таблица 6

Оцените возможность нахождения работы через СГУ

 

 

 

Частота

Процент

Ответили

Абсолютно нереально

42

14,8

 

Нереально

60

21,2

 

И да, и нет

69

24,4

 

Реально

48

17,0

 

Абсолютно реально

4

1,4

 

Затрудняюсь ответить

60

21,2

 

Всего

283

100,0

 

 

 

В ходе опроса были определены наиболее значимые для выпускников критерии для трудоустройства. Наиболее важным фактором, необходимым для трудоустройства, выпускники считают опыт работы – его назвали 43,7% ответивших респондентов. Далее идут факторы: наличие связей – 21,6%, наличие диплома – 19,4%, престиж вуза – 12,2%. Наименее важным фактором, с точки зрения респондентов, является содержание диплома – его отметили только 3,2% выпускников (табл. 7).

Таблица 7

Критерии, которые, по мнению выпускников, важны для трудоустройства

 

 

 

Частота

Процент

Ответили

Опыт работы 

194

43,7

 

Наличие диплома

86

19,4

 

Престиж вуза

54

12,2

 

Связи

96

21,6

 

Содержание диплома

14

3,2

 

Всего

444

100,0

 

Большинство выпускников вуза (64,9%) считают, что диплом СГУ существенно повлияет на их будущую карьеру (табл. 8).

Таблица 8

Повлияет ли получение диплома СГУ на Вашу карьеру?

 

 

 

Частота

Процент

Ответили

Да, от него зависит многое

85

30,1

 

Да, но только частично

98

34,8

 

Затрудняюсь ответить

45

16,0

 

Нет, от него мало что зависит

46

16,3

 

Нет, он мне наверняка не пригодится

8

2,8

 

Всего

282

100,0

 

Выпускники СГУ довольно высоко оценивают уровень их профессиональной подготовки, полученной в вузе, и то, насколько их подготовка отвечает требованиям профессиональной деятельности. Рассматривая соответствие получаемых в ходе обучения знаний в СГУ требованиям конкретной профессиональной деятельности, 44,2% выпускников считают, что они соответствуют этим требованиям полностью или в целом, 33,9% считают, что они лишь частично не соответствуют, и только 9,2% – полностью не соответствуют (табл. 9).

Таблица 9

Уровень подготовки и требования конкретной профессиональной деятельности

 

 

 

Частота

Процент

Ответили

Да, полностью соответствует

32

11,3

 

Да, в целом

93

32,9

 

Затрудняюсь ответить

36

12,7

 

Нет, только частично

96

33,9

 

Нет, совершенно не соответствует

26

9,2

 

Всего

283

100,0

 

Одним из видов рекламы является неформальное распространение информации о СГУ студентами среди своих знакомых. 41,3% выпускников посоветовали бы своим знакомым поступать в СГУ. Немалое количество выпускников (25,6%) еще не определилось в данном вопросе. Тем не менее следует отметить, что (33,1%) выпускников не намерены рекомендовать СГУ для обучения (табл. 10).

 Таблица 10

Посоветовали бы Вы своим знакомым учиться в СГУ?

 

 

 

Частота

Процент

Ответили

Да

116

41,3

 

Нет

93

33,1

 

Затрудняюсь ответить

72

25,6

 

Всего

281

100,0

 

При оценке данного показателя по факультетам следует отметить, что наибольшее количество выпускников, которые советуют своим знакомым поступить именно в СГУ, среди экономистов – 60% и юристов – 41% .

Немаловажное значение для расширения деятельности вуза на рынке образовательных услуг имеет возможность привлечения им своих выпускников для дальнейшего сотрудничества, предоставления им дополнительных обучающихся программ, участие выпускников в различных видах опросов. Согласно проведенному опросу уже сейчас, количество выпускников, которые собираются поддерживать дальнейшее сотрудничество  с вузом, принимать участие в опросах, анкетировании, получать информацию о всех новых проектах обучения в СГУ, составляет  14,5% (табл. 11).

Таблица 11

Дальнейшее сотрудничество с СГУ

 

 

 

Частота

Процент

Ответили

Да

36

14,5

 

Нет

128

51,6

 

Затрудняюсь ответить

84

33,9

 

Всего

248

100,0

 

Приведенные в статье данные были получены на основании оценки выпускников Москвы и Московского региона. Дальнейшее направление исследований предполагает получение данных по филиалам вуза, а также сопоставления данных, полученных в регионах и Москве.

Для получения более полной картины необходимо изучение  типологических групп выпускников различных регионов и сопоставление их с общими данными по вузу