Современная гуманитарная академия
карта сайта
vk.com/megavuz ok.ru/megavuz facebook.com/megavuz instagram.com/megavuz
Бесплатный звонок:
8 800 200 200 2
Личная студия
Поиск по сайту

Западные университеты открывают кладовые своих знаний для всех и бесплатно

06.03.2013

Западные университеты открывают кладовые своих знаний для всех и бесплатно

Недавно прошедший Давосский форум привлек внимание образовательного сообщества РФ. Начатый на форуме спор, приведет ли распространение онлайн-технологий к революции в образовании, продолжился на дискуссионных площадках педагогического сообщества и на площадках модных клубов России. Учителя опасаются, как бы игрой в онлайн-образование не заигрались отечественные реформаторы.

Интерес к теме подогрело выступление на форуме в Давосе, а в конце прошлой недели на виртуальной встрече с российской аудиторией Дафны Коллер, профессора Стэнфордского университета, руководителя образовательного портала, который дает любому пользователю доступ к курсам крупнейших университетов мира. Портал открыт с прошлого года. И на сегодняшний момент им пользуются более 2,3 млн. человек из 196 стран. Инвесторами проекта выступили крупные американские университеты и компании.

«С миру по курсу» – назвала Дафна свой проект, объединивший, по ее мнению, лучшие курсы лучших вузов. Самый популярный среди ее курсов – курс по философии и логике, второй по популярности – по геймификации.
Сама Дафна, рассказывая о причинах, побудивших ее, ученого в третьем поколении, заняться темой доступности образования, приводит в пример историю, случившуюся в январе прошлого года в университете Йоханнесбурга. Там оставалось несколько свободных мест после обычного приема. И в ночь перед приемом на эти места у ворот университета выстроилась километровая очередь из желающих. Когда утром ворота открыли, началась давка. 20 человек были ранены, одна женщина скончалась. Это была мать, отдавшая жизнь за то, чтобы ее ребенок получил шанс на лучшую жизнь.

На встрече с Дафной в Digital October в Москве присутствовали преподаватели из МГИМО и МГТУ имени Баумана. На их прямой вопрос: «Вытеснит ли онлайн-образвание традиционное?» создатель образовательного портала ответила: «Я очень на это надеюсь!» «Давно пора дать студентам возможность самостоятельно учиться дома и приходить в аудиторию для того, чтобы обсуждать изученное, осваивать дополнительные материалы, – сказала она. – Гораздо важней для него навыки критического мышления, совместной работы. А не навыки быстрого записывания лекций… Мне кажется, так мы и общество лучшее построим, а не просто систему образования».

Точки зрения на тему, представленные на Давосском форуме, выглядели так. Основатель Майкрософт Билл Гейтс считает, что дистанционное образование – это движущая сила в развитии образования. Рафаэль Райф, президент Массачусетского технологического института назвал онлайн-образование серьезным вызовом современным университетам, а Ларри Саммерс, почетный президент Гарвардского университета, утверждает, что оно – огромный потенциал для реализации совершенно новых идей. И он же подчеркнул, что наиболее весомое влияние онлайн будет иметь в развивающихся странах – откроет миру новых Эйнштейнов из любой точки мира, включая африканскую деревню.

Отношение к озвученным тезисам в российском педагогическом сообществе – настороженно критическое. «Бизнесмены диктуют, что нам делать в образовании», «Системам образования всех стран объявлена война», «Благодаря умелым маркетинговым ходам сначала будет уничтожена традиционная система образования, вытесненная онлайн-образованием, что выгодно американской вузовской корпорации. Затем останется два вида образования – дешевый онлайн для всех и очень дорогое – традиционное образование для элиты. Эти преобразования в России уже начались с объединения школ и создания образовательных школьных холдингов, сокращения учителей», «Онлайн-образование способно производить только недоучек-бакалавров третьего звена» – вот только часть высказанных страхов.

Авторы же более умеренные в оценках происходящего, сходятся во мнении, что дистанционное образование не заменит очное. Но оно вполне может захватить области репетиторства, массовой подготовки и переподготовки специалистов средней и низкой квалификации и сослужит службу тем, кто готов самообучаться и учиться всю жизнь.

А вот что касается вопроса, кто возглавит процесс и кто будет в хвосте… Дафна Коллер, например, уверена, что российским университетам, желающим поделиться лучшим, найдется место в ее проекте.

Опубликовано в Независимой Газете от 05.02.2013
http://www.ng.ru/education/2013-02-05/8_moda.html

Фото Максима Бурлакова/PhotoXPress.rb


Возврат к списку