Современная гуманитарная академия
карта сайта
vk.com/megavuz ok.ru/megavuz facebook.com/megavuz instagram.com/megavuz
Бесплатный звонок:
8 800 200 200 2
Личная студия
Поиск по сайту

Образовательные инновации СГА

СГА практически единственный вуз, который целенаправленно идет по инновационному пути создания новых образовательных технологий, сопровождая свой путь эффективными научными исследованиями  в области образования. 

Совокупность научных исследований СГА в области образования позволяет говорить о развитии науки об образовании - эдукологии. Формирование эдукологии как науки на более высоком методологическом уровне по отношению к социологии, экономике, психологии образования и др. позволяет оценить интегративные процессы в области знаний об образовании. Развитие эдукологии особенно важно в настоящее время в эпоху быстрых изменений в образовательных технологиях, построенных на основе информатизации, роботизации и телекоммуникаций. Эдукология - это целостная комплексная наука о развитии образования, взаимодействии образовательных систем в социуме.

Научные исследования в области эдукологии СГА представила в виде пяти уникальных монографиях, в которых последовательно изложены подходы, пути решения дальнейшего развития образования на основе инновационных образовательных технологий с использованием информатизации и роботизации.

Первая монография - “Телеобучение” (2008 г.) (автор - ректор СГА, д.т.н., проф., лауреат премии Правительства РФ в области образования М.П.Карпенко) обобщила 16-летний опыт Современной гуманитарной академии по развитию и внедрению информационно-коммуникационных дистанционных образовательных технологий. Эта технология базируется на использовании в процессе обучения односторонней и двусторонней цифровой спутниковой связи, объединяющей все учебные локальные вычислительные сети учебных центров академии, расположенных по всей территории РФ в единую вычислительную сеть. Такая сеть обеспечивает доступ обучаемого к учебным материалам с любого компьютерного учебного места и качественное обучение по единой технологии, независимо от места нахождения студента. Новые технологии реально обеспечивают реализацию сформулированных ЮНЕСКО принципов "образование для всех" и "образование через всю жизнь" за счет реализации третьего принципа - "образование столичного качества на месте проживания". Теперь вузы, приступающие к реализации образовательных программ с использованием ДОТ вооружены методиками, которые позволят им успешно развивать инновационные подходы в высшем образовании, включая создание технической базы ДОТ и информационной системы управления вузом, результаты исследований в области психологии обучения, практической дидактики, организации производства учебных продуктов, управления качеством и т.д.  Для исследователей, работающих в области анализа экономики общества знаний могут представлять интерес приведенные в монографии результаты по анализу высшего образования как производительной отрасли народного хозяйства, вопросам формирования и оценки национального богатства России и, в частности, ее человеческого капитала. Выход в свет монографии “Телеобучение” знаменует собой завершение начального этапа накопления опыта по развитию ДОТ в России и должен способствовать дальнейшему продвижению инновационных образовательных технологий.

Монография "Когномика" (2009 г.) – это рождение новой науки. В монографии рассматриваются основы новой науки когномики как науки о целостных, системных механизмах производственно-образовательной деятельности человека, влиянии познавательной деятельности человека на его развитие и наращивание производительного потенциала. Монография основана на материалах научных исследований в области когнитивной нейрологии и психологии, дающих представления о механизмах, лежащих в основе деятельности мозга при реализации познавательной деятельности в производственно-образовательных процессах. В ней намечены пути развития дидактики в информационно-коммуникационной среде обучения – инфокогнитивной дидактики, задачей которой является разработка образовательных технологий, содержащих такие методы и формы обучения, которые позволили бы обучаемому усваивать принципиально большие, нежели ранее, объемы учебной информации. Также читатель познакомится с моделями, позволяющими провести оценивание прямого и косвенного влияния образования на экономику, в том числе динамики роста человеческого капитала работника за последние два столетия, а также зависимости величины внутреннего валового продукта от продолжительности непрерывного послешкольного обучения.

В монографии "Образовательная геодемография России" (2011 г.) представлены результаты выполненных в Современной гуманитарной академии исследований проблемы развития сферы образования с позиций географических и демографических особенностей России. Приведены результаты комплекса расчетов динамики численности обучающихся по всем уровням образования на далекую перспективу, позволяющие прогнозировать возможные сценарии развития российского образования. Показана принципиальная возможность с использованием информационно-телекоммуникационных образовательных технологий обеспечить обучение на месте проживания практически любого числа студентов и школьников в каждом малонаселенном пункте любого отдаленного региона России. В монографии также изложены результаты исследований, которые можно назвать "концептуальным взглядом в будущее" российского высшего образования. Сформулированы три постулата его развития - "географический", "непрерывности образования" и "развития личности". Показано, что наша страна идет в ногу с современными передовыми тенденциями - индивидуализации образования за счет развития персональных образовательных сред, дано описание среды, реализованной в распределенном вузе - Современной гуманитарной академии.

Монография "Вигоросность и инновации (человеческий фактор как основа модернизации)" (2011 г.) посвящена поиску ответов на вопросы, вот уже несколько тысячелетий волнующих лучшие умы человечества: в чем источник развития общества, какова природа социальной активности человека, какие условия необходимы для осуществления инноваций. Особенностью монографии является широкомасштабный анализ различных теоретических подходов к проблеме развития общества и новаторской деятельности, завершившийся созданием многоуровневой концепции вигоросности и эмпирическими исследованиями. Особое внимание в монографии уделяется роли образовательной системы в развитии человеческого капитала России и поддержки инновационной активности ее граждан. Читатель познакомится с представленными в работе результатами первых прикладных исследований вигоросности менеджмента образовательных структур и впервые опубликованным диагностическим инструментарием.

Завершением цикла монографий о развитии образования на основе информационных технологий является монография "Качество высшего образования" (2012 г.). В монографии приведено исследование проблем качества высшего образования с учетом современных кардинальных изменений запросов социума и возможностей, предоставляемых развитием высоких технологий. Это исследование опирается на когнитивно-технологические инновации и опыт их внедрения в Современной гуманитарной академии – самом крупном вузе России и Европы, имеющем более 300 тысяч выпускников. Основные проблемы качества российского высшего образования сформулированы на трех его системных уровнях – отрасли, вуза и студента. Рассмотрены миссия и парадигма высшего образования в XXI веке и проведен анализ соответствия им практики российского высшего образования. Основная идея монографии – обоснование приоритетного развития распределенных вузов на базе информационно-коммуникационных технологий, интеллектуальных роботов и индивидуализации обучения для создания образовательной среды, обеспечивающей качество подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного социума к массовости и доступности высшего и непрерывного образования для широких слоев населения с обучением на месте проживания. Показано, что в оценке качества вузов необходимо перейти от косвенных по отношению к качеству параметров к оценке образовательной среды вуза.